Элемент Kip-up (подъем разгибом). Подъем разгибом - без разгиба Техника выполнения подъема разгибом на перекладине

Техника подъема разгибом. Мах вперед и посыл ногами,выпоняются размахиваия на махе вперед ноги подносятся к грифу,поднесение заканчивается на махе назад. Затем происходит основное разгибание,ноги выносятся вперед вверх при этом руки прямые и таз прижимается к жерди,за счет надавливания прямыми руками на жердь и движения ног после выноса назад происходит выход в упор.движение ног назад помогает поднять плечи.

Последоват-ть обучения:размахивания изгибами на махе вперед поднесение ног к перекладине и выведение их вперд вверх; на гмн-й стенке из положение стоя опускание через прямые руки и ноги в и за счет надавливания рук подъем обратно; выполнение упр с помощью,выполнение самостоятельно. Страховка и помощ,стоя с боку одна рука под бедро другая под поясницу.

Ошибки: не достаточное подведение ног к жерди и выбрасывание ног излишне вверх, бросание ног после поднесения, нет прижатия таза,сгибание рук.

Подъем разгибом из упора на руках: махом вперед гимнаст должен поднять тело как можно выше,затем следует разгибание в тазобедр-х суставах до положенияупора на руках согнувшись. Далее разогнуться,посылая ноги вперед-вверх,останавливая движения ног,надавить прямыми руками на жерди и перейти в упор,завершить мах назад. Послед-ть обучения: из стойки на лопатках с опорой руками о пол переход в положение лежа на спине согнувшись с послед-м переходом в сед; из упора на руках согнувшись подъем разгибом в упор ноги врозь с помощью и самостоятельно, выполнение упр с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь: стоя с боку,одной рукой поддерживая под лопатки,другой под таз.

Вопрос 60.Техника и методика выполнения оборота назад прогнувшись .

Выполняется из упора после отмаха назад,гимнаст прижимает таз к жерди,плечи отводя назад,ноги идут вперед через перекладину.последоват-ть обучения:из упора отмахи ног назад,постепенно увеличтвая амплитуду,выполнение оборота с помощью без предварительного отмаха,затем с отмахом и выполнение самостоятельно.страховка и помощ:стоя с боку и с переди,одной рукой удерживать обратным хватом за предплечье,другой помогать выполнить отмах,затем прижимать ее таз.

Ошибки:не досаточный отмах, отклон головы назад, не подведение таза к жерди.

Вопрос 66
культура движения
это по своему смыслу качество процесса, в том числе и физического движения, т.е. степень его внутренней целостности, а в восприятии – степень его комфортности или удовольствия. Культура движений неразрывна с понятием красоты. Красота – это наивысшая степень целесообразности. Каждая красивая линия, форма, сочетание, движение – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора.Каковы общие отправные точки красоты человека:
1. Общее здоровье, хороший обмен веществ (блестящая, гладкая, плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы).
2.Активность (прямая осанка, распрямленные плечи, высокая посадка головы, уверенная, пружинистая походка и т.п.
Это первая и главная ступень красоты человека. Ясно, для того чтобы движения были красивы, необходимы правильная осанка, высокая посадка головы и хорошо развитые мышцы голени и стопы.
Культура движения - совокупность привычек, двигательных стереотипов и осознанных двигательных реакций индивидуума.



Вопрос 69
упр с предметами
Многие ОРУ в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. происходит процесс согласования в работе отдельных мышечных групп. Использование предметов создает ощущение сопротивления. При этом физ.усилия становятся от­четливее, лучше осознаются.развитие двиг качеств и способностей в уп­р-иях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упр с предметами требуют работы пальцев рук. Совершен-ние координации движений пальцев важно и для интеллектуальн развития детей. В упр с предм решаются и воспит. задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место.

Вопрос 70.
Аэро́бика
(известна также под названием ритмическая гимнастика) - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Комплекс упражнений включает в себя ходьбу, бег, прыжки, упражнения на гибкость. Результат регулярных занятий аэробикой - поддержание тела в тонусе, тренировка мышц и кожи, общее оздоровление организма. Используется в профилактических и лечебно-оздоровительных целях.Связка, или композиция - т. е. танец с использованием основных элементов аэробики, выполняемый синхронно командой из 8, 6, 3 человек, парой мужчина-женщина или соло. Продолжительность связки, от 1 минуты до 3,5 минут, устанавливается правилами конкретного мероприятия.
Элементы танца - физические упражнения или прыжки, количество которых определяется правилами соревнований, категорией, к которой принадлежит команда.
Количество элементов и степень их выполнения зависит от возрастной и спортивной категории команды.
Различают оздоровительную аэробику, спортивно-оздоровительную аэробику, спортивную аэробику. Также существует базовая аэробика (без дополнительных снарядов и элементов), степ-аэробика (с использованием степ-платформы), фитбол-аэробика (аэробика на фитболах).



Вопрос 71
Ритмическая гимнастика
- традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;

разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;

элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;

танцевально-хореографические элементы.

Выполнение их в ритмической гимнастики имеет свои особенности:

каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;
Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастики является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность ее - до 5 минут.

Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. И содержание и продолжительность основной части урока ритмической гимнастики довольно вариативны, зависят от типа урока и решаемых задач.

Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2-4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2 - 5 минут.

Вопрос 72 Музык сопров-я
как одно из средств г Музык сопровожден явл своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его уме­лое использование требует знания основ музык грамоты.Содержание музыки передается совок-тью средств музы­к выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, ди­намические оттенки, ритм и т д. При выполнении упр непре­менно учитывается направление мелодии. Умеренный темп используется для сопровождения большин­ства ору, вольных, акробатических, прикладных упр. Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполне­нии резких, коротких движений. Правильно подобранная мело­дия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями спо­собствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

Эта статья подойдет для тех людей, которые увлекаются воркаутом или просто хотя бы немного заинтересованы в нем. Хочется начать с предупреждения о том, что не стоит пытаться повторить подъем разгибом, если у вас до этого не было никакой физической подготовки. Это предупреждение - не пустые слова. Здоровье - это фундамент для наших последующих достижений, поэтому его надо беречь. Если собираетесь научиться делать подъем разгибом, то лучше всего будет начать с длительной, но качественной физической подготовки. А после этого уже можно начинать обучение и хвастать новыми навыками на улице перед знакомыми и друзьями. Желаем приятного прочтения данной статьи и удачного обучения подъему разгибом!

Начинайте с разминки и разогрева мышц

Наверняка вы не хотите нажить себе лишних проблем. Переломы - не самое лучшее, что может дать вам жизнь. Во избежание таких травм следует перед любыми физическими упражнениями выполнять разминку. Она начинается с верха туловища и продолжает идти вниз по нему. Круговые движения шеей. Повороты туловища. Рывки руками. Разминка коленей. Ног. Пожалуй, уже после такого разогрева вы готовы к следующим физическим нагрузкам.

С чего начать?

Прежде чем задумывать над тем, как делать подъем разгибом, следует научиться делать мостик. Научитесь вставать в мостик со спины, а также делать отжимания в мостике. Некоторые считают этот пункт необязательным и приступают к изучению подъема разгибом без какой-либо растяжки. Но не у всех людей получается делать данное упражнение, без получения навыка отжимания в мостике и прочего. Вы должны понимать, как вам следует правильно выгибаться в движении подъема разгибом. Поэтому, чтобы избежать лишних травм, неприятностей, да и вообще упростить себе жизнь, начните с этого.

Смысл названия и первые из подводящих упражнений

Для начала вдумайтесь в название того, чему вы собираетесь учиться. "Подъем разгибом", то есть ваше тело должно выпрямиться, подняться за счет одного только разгиба. Нужно научиться задавать импульс движения разгибом.

Первое подводящее упражнение - это сам разгиб. Необходимо научиться делать его амплитудно. Для этого лягте на пол на лопатки и, подняв ноги вверх, резко упритесь ими в землю, уже немного начиная Когда вы начнете ощущать, что ваше тело полностью освоило данное движение и готово двинуться вперед, это значит, что вы можете переходить к следующему подводящему упражнению.

Второе подводящее упражнение заключается в том, что вы продолжаете предыдущее движение. Это все тот же разгиб с прогибом в спине, отталкиванием от земли и приземлением на корточки. Для более удачного толчка от земли можете упереться руками в землю и помочь себе немного оттолкнуться.

Третье подводящее упражнение. Настоящий кип-ап

Третье подводящее упражнение на самом деле и является тем же самом кип-апом. "Кип-ап" - это англоязычное название подъема разгибом. Максимально выталкивайте все свое тело с помощью рук и старайтесь как можно лучше приземлиться на ступни, при этом полностью выпрямившись. Теперь вам остается только отрабатывать и отрабатывать данное упражнение для того, чтобы когда-то вы все-таки смогли сделать чистый и правильный подъем разгибом. Для некоторых легче было научиться делать данное упражнение, находясь на чуть наклоненной шероховатой поверхности. Но не забывайте о том, что здесь на самом деле все довольно индивидуально. Для кого-то необходимо научиться отжиматься в мостике, а кто-то нуждается в этом же самом наклоне. Исходите из своих собственных ощущений и старайтесь как можно меньше навредить в себе.

А на этом, пожалуй, все. Удачи в дальнейшем обучении и удачного вам подъема разгибом!

К огда смотришь фильмы «про кунг-фу» и видишь все эти трюки, понимаешь: в кад­ре действуют профессиональные акробаты. И тем не менее подъем разгибом может повторить каждый физически развитый и в меру гибкий человек. Более того: это не просто эффектное движение, это упражнение, тренирующее взрывную силу.

Чтобы оторваться от пола, потребуются развитые плечевой пояс и нижняя половина тела (при этом будут идеально нагружены быстросокращающиеся мышечные волокна). А чтобы пото­м в мгновение ока приземлиться на ноги в нужном положении, тебе понадобится скоординированность всех движений. Научишься делать подъем разгибом - оценишь результат и на теннисном корте, и в рукопашном бою.

01. Подготовься

Нужна нежесткая поверх­ность: мат или лужайка. Ляг на спину и упрись ладонями в пол по обе стороны от головы - как на иллюстрации.

02. Напружинься

Согни ноги и подтяни коленки к плечам. Нижняя часть спины должна быть оторвана от поверхности, на которой ты лежишь.

03. Оттолкнись

Когда колени практически коснутся плеч, резким и сильным движением выброси таз и ноги обратно вверх.

04. Взлети

Одновременно с этим, оттолкнувшись руками, оторви плечи от пола. Ноги в этот момент описывают дугу от головы в сторону пола.

05. Приземлись

Руки тоже оторви от пола и отправь по дуге вслед за ногами, чтобы увеличить силу вращения всего тела. Приземлись на поду­шечки стоп и сразу присядь, чтобы самортизировать удар.

Вис -исходное положение для всех упражнений. характеризуется максимально выпрямленным телом, что достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Нижние конечности должныбыть прямыми и при выполнении размахиваний.


Оборот вперед из упора ноги врозь правой.

Из упора нога врозь, поднимая правую ногу повыше, прогнуться, выводя таз в перед. Бедро левой ноги при этом плотно прижать к грифу перекладины В этом положении начать падение вперед и сохранить позу приблизительно до положения вниз головой. После этого свести ноги поуже и перед завершением оборота повернуть кисти рук ходу вращения, подставив их в упор. Закончить оборот разведением ног пошире.


Оборот назад из упора ноги врозь правой.

Выполняется аналогично обороту вперед, но в противоположном направлении. В начале оборота поднимается левая нога назад.

Обучение (на низкой перекладине). Оба упражнения разучиваются целостным методом. При обучении обороту вперед тренер стоит справа или слева от занимающегося и сзади него. При обучении обороту назад - также справа или слева, но спереди от ученика.

При обороте вперед тренер проводит правую руку под перекладину (если находится справа от ученика), захватывает предплечье ученика выше запястья обратным хватом. С началом оборота он подкручивает обучающегося этой рукой, а с завершением его поддерживает левой под спину.

При обороте назад захват предплечья производится правой pyкой (если тренер стоит слева), а левая рука поддерживает ученика под грудь при завершении упражнения.


Оборот назад в упоре.

Из упора, слегка сгибая руки, гимнаст сгибается в тазобедренных суставах, а затем, резко сгибаясь и выпрямляя руки, приподнимается над перекладиной (отмах). Свободно опускаясь в упор, касается бедрами перекладины, слегка сгибается в тазобедренных суставах, отводит голову назад и, сохраняя эту позу, начинает вращение назад. Очень важно в продолжение всего оборота удержать таз вблизи грифа. Перед завершением оборота кисти поворачиваются в упор и производится быстрое разгибание в тазобедренных суставах.


а) из упора мах назад (отмах) в соскок держась руками за гриф;
б) отмах назад и опускание в упор, слегка сгибаясь в тазобедренных суставах;
в) оборот с помощью тренера. Тренер правой рукой захватывает обратным хватом предплечье левой руки ученика (под грифом), левой рукой помогает под бедро сделать отмах, а после прихода ученика в упор прижимает ею таз к грифу перекладины, содействуя завершению оборота.

Размахивание изгибами и мах дугой - действия, обеспечивающие необходимую амплитуду маха.

Из положения виса, напрягая мышцы брюшного пресса и передней поверхности бедер, гимнаст поднимает ноги до положения прямого угла. Затем резким, коротким движением опускает их вниз, и, далее, назад до прогибания в пояснице. Эти действия растянут мышцы передней поверхности туловища и будут способствовать необходимому быстрому сгибанию в тазобедренных и плечевых суставах, а также в поясничном отделе позвоночника. Сгибаясь, можно возможно быстрее поднести голени к грифу перекладины и, после того как начнется мах вперед (в положении согнувшись), быстро разогнуться в тазобедренных и плечевых суставах, потянувшись всем телом вперед и вверх. Чтобы избежать прогибания, можно рекомендовать обучающимся во время упражнения смотреть на носки своих ног.

Размахивание в висе (рис. 120)-серии махов вперед-назад, следующих один за другим. Умение правильно выполнять размахивания - основа успешного овладения упражнениями начального уровня в спортивной гимнастике.

При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:
1. В крайней точке маха назад- прямое или даже слегка согнутое в тазобедренных суставах положение (гимнаст должен видеть в этом положении носки своих ног).
2. В вертикальном положении - прямое, как в висе, положение тела.
3. В крайней точке маха вперед - слегка согнутое, как на махе назад, положение (гимнаст должен видеть носки ног). Голова все время удерживается между рук. Наклон головы назад - ошибка.


Соскок махом назад.

Из крайней точки на махе вперед, проходя вертикальное положение, нужно отвести ноги назад до прогибания. Одновременно с этим необходимо уменьшить плечетуловищный угол, надавливая прямыми руками на гриф перекладины. Это последнее действие должно привести к тому, что скорость плеч несколько увеличится за счет уменьшения скорости стоп. Все тело начнет двигаться поступательно, не имея сколько-нибудь значительного вращения вперед. Это приведет к тому, что в крайней точке маха назад гимнаст сможет отпустить руки, поднять их вверх-наружу и приземлиться без потери равновесия вперед.


Соскок махом вперед.

Из крайнего положения на махе назад гимнаст последовательно проходит позы 1, 2 и приближается к позе 3 (см. размахивание). При выполнении соскока сгибание в позе 3 может быть значительно большим, чем при размахиваний. В крайнем переднем положении нужно быстро разогнуться в тазобедренных суставах и одновременно отвести руки за голову. После этих действий отпустить гриф перекладины, удерживая тело в прогнутом положении. Перед приземлением слегка согнуться.

Перед выполнением соскока из размахивания очень полезно проделать следующее упражнение: с трамплина, отстоящего от перекладины на расстоянии 1-1,5 м, прыжком вис и соскок махом вперед.

Страховка и помощь . Во всех упражнениях, связанных с изучением размахивания и описанных соскоков, тренер стоит сбоку от исполняющего и перемещается вправо или влево параллельно плоскости размахивания. Одна рука тренера располагается со стороны спины ученика, а другая - со стороны груди. В случае раннего срыва на махе. назад тренер поддерживает рукой под грудь. Если срыв случится на махе вперед, то поддержать необходимо под спину на уровне лопаток Подъем правой (левой). Немного не доходя до крайнего переднего положения, необходимо быстро согнуться в тазобедренных и плечевых суставах, поднести обе ноги к грифу перекладин; на уровне голеностопных суставов и тут же пронести одну из них (правую или левую) под грифом (можно сгибая). Все эти действия должны закончиться не позже, чем начнется мах на за в висе согнувшись ноги врозь. Вместе с началом маха назад продолжается активное сгибание в плечевых суставах (дальнейшее уменьшение плечетуловищного угла), а в тазобедренных начинается разгибание, которое заканчивается в упоре ноги врозь. Важно заметить, что в процессе разгибания в тазобедренных сустава передняя поверхность той ноги, которая находится перед грифом не отводится от него, а почти касается грифа.

Обучение (на низкой перекладине):
а) вис согнувшись ноги врозь (гриф, на уровне голеностопных суставов);
б) из виса согнувшись ноги врозь быстро разогнуться в тазе бедренных суставах до положения виса прогнувшись ноги врозь и возвратиться в и. п.;
в) пассивное (с помощью, тренера) размахивание в висе согнувшись ноги врозь;
г) из размахивания в висе согнувшись ноги врозь: на махе назад -вис прогнувшись ноги врозь, на махе вперед - вис согнувшись;
д) с помощью - после двух-трех размахиваний подъем в упор правой;
е) из упора правой спад назад в вис согнувшись ноги врозь;
ж) с помощью -из упора правой спад назад в вис согнувшие и подъем в упор правой.

После нескольких самостоятельных выполнений можно переходить на высокую перекладину. Основное внимание обратить на переход из виса в вис согнувшись.


Подъем разгибом (рис. 121).

После маха назад, проходя вертикальное положение, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и одновременно отвести руки за голову (как при соскок махом вперед, но значительно раньше). Не задерживаясь в положении прогнувшись, быстро согнуться в тазобедренных суставах поднести прямые ноги к перекладине на уровне середины голе не (все эти действия должны закончиться прежде, чем начнется мах назад в висе согнувшись). С началом маха назад продолжать сгибание в плечевых суставах и начать разгибание в тазобедренных суставах, не отводя ног от грифа (почти касаясь его). В результате этих действий таз приблизится к грифу перекладины и увеличится угловая скорость вращения всего тела вокруг оси - гимнаст выйдет в положение упора.
Обучение.

На средней перекладине:
а) из виса, опираясь столами о мат, сгибая и разгибая ноги проталкивая этим движением все тело вперед, прогнуться и отцвести руки за голову. Голову при этом удержать опущенной на грудь. Возвратиться в исходное положение. Повторить это упражнение несколько раз подряд. Прогибание с полным провисанием должно быть быстрым, чтобы стопы в конце его оторвались от мата;
б) проделать то же упражнение, но после прогибания возможно быстрее поднести прямые, ноги к перекладине (серединой голеней);
в) с помощью тренера или товарища, стоящего сбоку, выполнить подъем разгибом полностью. Помогающий при этом cnocoбствует быстрому поднесению ног к перекладине одной рукой, а другой под поясницу приподнимает гимнаста до положения упора.
На высокой перекладине:
г) тренер, стоящий спереди и слева от гимнаста , исполняющего вис, опираясь двумя руками в области подвздошных костей, отводит учащегося назад от положения равновесия и удерживает его в этом положении. Гимнаст сгибается в тазобедренных cycтавах, направляя стопы на линию проекции грифа на маты (удобно положить на эту линию веревочку или гимнастическую палку). Далее тренер, устраняя опору, предоставляет гимнасту возможность свободного движеиия к вертикали. Проходя это положение, гимнаст должен резко разогнуться в тазобедренных суставах и отвести руки за голову. Далее гимнаст и тренер действуют так, как рекомендовано в пунктах «б» и «в»;
д) с трамплина, отстоящего от перекладины на расстоянии 1 м, прыжок в вис углом и разгибание под перекладиной. Последующие действия те же, что описаны в пунктах «б» и «в»;
е) с небольшого размахивания (не более. 90° по амплитуде) на махе назад сгибание в тазобедренных суставах, разгибание под перекладиной и выполнение подъема полностью с помощью тренера.


Подъем вперед в упор сзади.

Выполнение этого упражнения возможно как после размахивания, так и после спада из упора сзади. Обучение рекомендуется начинать из упора сзади.


Подъем вперед в упор сзади после спада назад

(рис. 122). Начать спад движением плеч назад, сохраняя при этом все тело в прямом положении. Пройдя приблизительно горизонтальное положение, начать сгибание в тазобедренных суставах с одновременным разгибанием в плечевых суставах (увеличить плечетуловищный угол). По мере движения назад продолжить сгибание в тазобедренных суставах, стараясь «накрыться» ногами возможно плотнее, то есть максимально согнуться в тазобедренных сустава Следить за тем, чтобы таз не удалялся чрезмерно далеко от гри перекладины: в крайней точке маха вперед в висе согнувшие коленные суставы должны находиться на прямой, соединяюще, плечевую точку и точки хвата. С началом маха назад в висе согнувшись начать разгибание в тазобедренных суставах с одновременным уменьшением плечетуловищного угла. Одновременное выполнение этих движений приведет к тому, что таз будет приближаться к грифу перекладины, а это увеличит угловую скорость вращения всего тела как целого, что позволит выполнить подъём в упор сзади. Необходимо обратить внимание на то, что хорошо выполненный подъем должен завершиться положением угла в упоре сзади. Для этого необходимо, чтобы плечи пришли в положение над перекладиной прежде, чем стопы ног опустятся ниже её уровня.

Обучение .

На низкой перекладине:
а) вис согнувшись сзади и размахивание в этом положении Начинать размахивание необходимо с принудительного толчка, тренера. Добиваться самостоятельного умения усиливать мах, то есть действовать в резонанс;
б) из упора сзади спад назад в вис согнувшись и размахивание в висе согнувшись (спад с помощью тренера);
в) из упора сзади спад назад в вис согнувшись и подъем вперед в упор сзади с помощью тренера;
г) с разбега или из виса углом подъем вперед в упор сзади помощью тренера.
После освоения всех перечисленных упражнений на низкой перекладине можно переходить к исполнению подъема двумя на высокой.


Подъем назад в упор сзади

(рис. 123) выполняется из размахивания. Не доходя до крайней точки маха вперед, гимнаст сгибается в тазобедренных и плечевых суставах и проносит слегка согнутые ноги под гриф перекладины (желательно ноги не сгибать) и далее в вис согнувшись сзади. Правильнее, когда перемах ног под грифом заканчивается до начала маха назад в висе согнувшись.

С началом маха назад спортсмен приближает таз к перекладин не за счет уменьшения плечетуловищного угла, разгибаясь одновременно временно в тазобедренных суставах. Это разгибание в суставах продолжается и далее, когда плечи пройдут нижнее вертикальное положение под перекладиной. В крайнем положении маха назад тело гимнаста занимает положение и лозу, указанные на среднем кадре рисунка: тупой угол между туловищем и ногами, руки почти горизонтальны и отведены за спину. С началом последующего маха (вначале вниз и далее вперед) гимнаст вновь сгибается в тазобед - ренных суставах, складывается и одновременно с этим приближает таз к перекладине, пронося его далее, за вертикальную плоскости, проходящую через гриф. Таким образом, когда плечи достигли вновь нижнего вертикального положения, гимнаст оказывается в положении виса согнувшись сзади. С этого момента на фоне продолжающегося маха вперед начинается вновь энергичное разгибание в тазобедренных суставах с приближением таза к перекладине, которое завершается выходом в упор сзади. Время этого ПОСЛЕДНЕГО разгибания в тазобедренных суставах должно строго соотноситься с временем качания вперед в висе согнувшись: слишком быстрое разгибание может привести к невыполнению подъема.

Обучение.

На низкой перекладине:
а) в висе согнувшись сзади размахивание с выпрямлением ловища на махе назад (с помощью тренера);
б) из упора сзади спад назад в вис согнувшись, мах вперед в этом положении, выпрямление туловища на махе назад;
в) то же, что «б» и подъем назад с помощью тренера;
г) с разбега перемах в вис согнувшись сзади, выпрямление туловища на махе назад и подъем назад с помощью тренера;
д) из виса углом подъем назад с помощью тренера;
е) из размахивания на высокой перекладине подъем назад в упор сзади с помощью тренера.


Большой оборот назад.

Из прямой стойки на руках, удерживая голову между рук или слегка наклонив ее назад, гимнаст начинает спад в сторону передней поверхности тела. При этом всю первою четверть оборота он удерживает тело по возможности прямым и старается оттянуться от перекладины. Пройдя приблизительно горизонтальное положение, он несколько прогибается, готовясь нижней вертикали сделать бросковое движение ногами впер «дт то есть энергично согнуться в тазобедренных суставах. Это сгибание в тазобедренных суставах («бросок» ног вверх-вперед) часто! производится вместе с одновременным сгибанием в плечевых суставах, что помогает спортсмену сохранить угловую скорость, приобретенную в первой половине оборота. Пройдя горизонтальное положение на махе вперед, спортсмен затормаживает движение ног на сгибание и тем самым начинает движение на разгибание в тазобедренных суставах. Одновременно с этим увеличивается и плечетуловищный угол, то есть спортсмен вновь старается принять прямое положение тела, такое» каким оно было в начале движения. Возвращение в стойку на руках сопровождается активным поворотом кистей по ходу вращения в упор. Разгибание в тазобедренных суставах, увеличение плечетуловищного угла, а также постановка кистей в упор завершаются практически одновременно в положении стойки на руках или несколько позже, если гимнаст Стремится увеличить скорость последующих оборотов.

Обучение.

Прежде чем приступать к обучению учеников большому обороту назад, необходимо быть уверенным в том, что они вполне овладели такими упражнениями, как:
а) стойка на руках с прямым положением тела. Это упражнение обучающиеся должны выполнять на полу с опорой о стенку, на стоялках (брусьях), на стоялке (перекладина), как с помощью, так и без помощи партнера; желательно умение выполнять стойку на руках самостоятельно и удерживать это положение в течение 3 с;
б) размахивание с увеличивающейся амплитудой в висе на перекладине;
в) с помощью тренера, размахивание в висе на перекладине в специальных петлях;
г) с помощью тренера, размахивание с амплитудой, превосходящей 180°; - "
д) на петлях с помощью тренера выполнение большого оборота в целом.
Упражнения, перечисленные в пунктах «в», «г» и «д», а также первые самостоятельные попытки рекомендуется выполнять на перекладине, установленной над поролоновой ямой, - это снизит эмоциональное напряжение гимнаста и ускорит процесс обучения.


Подъем разгибом, «всклопка» - символ снарядовой гимнастики, ее родовое понятие. Кажется, нет элемента понятнее и проще. Но и в этом движении, если разобраться, много занятного и поучительного.

Как делается обычный подъем разгибом знают даже дети. Но все ли понимают почему именно так это движение делается и на дей­ствии каких механизмов оно основано?

Автор этих строк выполнил в свое время «для пробы», чтобы «об­катать» методику анализа движений, биомеханическое описание подъема, типа показанного на рис. 49, и не уложился в печатный лист текста (т. е. в 25 страниц стандартной машинописи), не сумев охва­тить при этом многого, что было достойно внимания.

Самое интересное в этом хрестоматийном движении - его меха­низм. Точнее говоря, механизмы, поскольку элемент, носящий на­звание «подъем разгибом», может исполняться на разной техничес­кой основе, и не обязательно так, как показано на рис. 49.

Вспомним, к примеру подъем разгибом «с места», на брусьях или кольцах. За счет чего гимнаст, не имевший до того никакого враще­ния, начинает переворачиваться вперед и подниматься? Ответ извес-

ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

тен. Это происходит прежде всего благодаря механизму отталкива­ния, так как никакого другого способа привести тело в движение в этом случае просто нет. Опираясь о снаряд, гимнаст (после подгото­вительного сгибания), ускоренно посылает ноги вперед-вверх, а за­тем, притормаживая их и передавая импульс на туловище и руки, выходит в упор. Но это лишь один из эффектов.

Вот совершенно другое, более современное движение, по тради­ции тоже именуемое «подъемом разгибом» (рис. 52на с. 140), но кото­рое.. . не имеет в своем составе практически никакого разгибания в тазобедренных суставах. Получив мах в висе или даже делая спад из стойки (к.к. 1-3), гимнаст с началом маха назад (не раньше!) подно­сит прямоетсло к опоре (к.к. 3-5) и, удерживаясь около нее, с враще­нием вперед выходит в упор (к.к. 5-9). Здесь действует уже совсем другой механизм, который также широко используется в маховых гимнастических упражнениях. Это, в сущности, традиционный ме­ханизм всехмахово-оборотовых движений, включающий в себя эф­фекты уменьшения плеча силы тяжести при подъеме, и действия Ко-риолисовой силы инерции (5), благодаря которой ускоряется полу­ченное вращение тела, если его массы приближаются к оси вращения.^

Теперь вернемся к обычному подъему (рис. 49). В нем сочетается действие обоих названных механизмов, так как движение делается на фоне ранее приобретенного маха, а разгибание тела с последую­щим притормаживанием ног (к.к. 2-5) дает одновременно эффекты, связанные и с передачей импульса от ног к туловищу, и с уменьшени­ем плеча силы тяжести относительно опоры, и с приближением масс тела к оси вращения на фоне ранее полученного вращения.

Однако, и этот подъем не всегда делается одинаково. Меняя ис­ходный мах по силе, можно и должно делать подъем разгибом по-разному.

При малом исходном вращении (то есть когда второй механизм неэффективен) ноги подносятся к опоре голенями, чтобы разгиба­ние дало более весомый вклад в подъем (рис. 50-а). Так, гимнаст, на­мотавший на гриф лонжу и не имеющий возможности воспользо­ваться свободным подъемом из виса, даже здесь делает подъем разги­бом «с места»: подносит стопы к грифу, резко разгибается и выходит в упор.

При увеличении маха ноги приближаются к грифу коленями (б). А уж если мах явно силен, то просто приходится прибегать к движе­нию с прямым телом, так как иначе гимнаста сносит в вис центро­бежной силой инерции, с которой в этом случае справиться труд­но (в).


Таким образом, в зависимости от исходных условий меняются не только количественные признаки техники подъема, но, фактически, меняются и механизмы, благодаря которым движение выполняется. Можно было бы сказать в заключение так: подъемы разгибом «с мес­та» это движения отталкиванием, аодноименные подъемы на махе - симбиоз отталкивания и оборота, причем, чем больше исходный мах, тем сильнее выражено сходство подъема с оборотом. Впрочем, это тема нашего следующего сюжета.