На плечи фермера ложится. Упражнение “прогулка фермера” – отличный базовый элемент! Польза и вред от упражнения

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Ответ: Англичане - англичан Апельсины - апельсинов Баклажаны - баклажанов, баклажан Буряты - бурят...

Стилистика и редактирование

Приведите примеры использования омонимов и паронимов в речи (на примере СМИ), определите их стилистическую функцию. Ответ: 1. «В пользу размещения декоративных растений в детской комнате говорит многое». («Материнство»,№ 4/5-2010 г.) Декоративный...

Стилистика и редактирование

Приведите примеры использования синонимов и антонимов в речи (на примере СМИ), определите их стилистическую функцию. Ответ: «Комсомольской правде» Ю. Лужков на вопрос «Говорят, ваша жена удачливый коммерсант?» ответил: «Нет, она не коммерсант...

Стилистика и редактирование

Найдите в СМИ употребление иноязычных слов. Определите источник происхождения. Уместность употребления. Ответ: Известия, № 22 5 октября...

Стилистика и редактирование

слово пароним омоним иноязычный Выполните морфологический разбор подчеркнутых слов. Он мне хотел язык засеребрить, чтоб не прошло о нем слова и не дошло до молодой жены. Ответ: Мне I. 1) (Он) мне кому? 2) местоимение 3) Я...

Стилистика: разговорная речь

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей литературного языка. Нормы. Этика и этикет разговорной речи. Эффективность общения. Разговорная речь - основная функциональная разновидность кодифицированного литературного языка...

Стилистика: разговорная речь

Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их. 1. Сдается квартира с ребенком. Сдается квартира для семьи с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке...

Стилистика: разговорная речь

Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений 1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно. Планирование кухни...

Стилистика: разговорная речь

Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется...

Стилистика: разговорная речь

Считаете ли Вы удачными следующие способы заключения речи? Ответ обоснуйте 1. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь...

Стилистика: разговорная речь

Проанализируйте причины абсурдности и неуместного комизма высказывания. Назовите логические ошибки в предложениях, возникающие в результате речевой недостаточности, исправьте их 1...

Стилистика: разговорная речь

Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки. Исправьте предложения 1. Отдаленные северные места, где льдины гложут валунные берега, и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика...

Составьте текст о своей будущей профессии в разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом стиле...

Стилистический анализ текстов

Сделайте стилистический анализ текстов по плану: 1. Характеристика ситуации общения; 2. Основные стилевые черты; 3. Языковые средства; 4. Определение стиля и речевого жанра стилистический языковый речевой жанр Ответ: 1) 1...

Языковая система русского языка

В следующих примерах определите способы выражения грамматических значений и значения, выражаемые ими: книга - книги - книге; надеяться - будем надеяться; (высокие) сосны - (высокой) сосны; старый - старый-старый; Лес заслонил дом. - Дом заслонил лес...

Пропуск двух занятий (16-17у.)
С какой целью...нарушение...как стилистический прием,
используемый писателем.
Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня
перелистать.
Оценить юмористическое предложение:
Новый фильм обречен на большой успех у самых широких
кругов публики.


Речевая недостаточность.
1.Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой
успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела
воспитать прекрасное в своих учениках.
Выставка работ юных художников в Доме пионеров имела
такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования
сумела воспитать чувство прекрасного в своих учениках.


2.Студент Белов занял первое место по английскому языку.
Работа студента Белова заняла первое место среди работ по
английскому языку.


3.Они окончили профессионально-техническое училище, но
чтобы работать, нужен непосредственный опыт у станка.
Они окончили профессионально-техническое училище, но им
необходима практика, а для практики нужен непосредственный
опыт у станка.


4.За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков
заслуживает взыскания.
За допущенные ошибки в устранении недостатков
председатель совхоза Пашков наказан взысканием.


5.Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной
машине одеть в теплые варежки всю семью.
Достаточно нескольких часов работы на вязальной машине,
чтобы изготовить несколько пар варежек.


6.Касса получает за товары ясельного возраста.
Касса получила деньги за товары ясельного возраста.


7.Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного
убранства.
Книжный переплет сделался неотъемлемой частью
современного комнатного убранства.


8.Творчество Маяковского волнует читателей на самых
различных языках.
Личность Маяковского волнует читателей всего мира.
*Обратите внимание на речевую недостаточность.


1.Сдается квартира с ребенком.
Сдается квартира, можно с маленьким ребенком.


2.Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по
проволоке.
Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай, держась
за проволоку.


3.В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.
До...месяцев детей выгуливают в лежачей коляске.


4.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться
на обработку резанием.
Студенты, закончившие изучение "давления и сварки", могут
записаться на "обработку резанием".


5.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.
(Женщине) присудили половину совместно нажитого имущества.


6.Продажа сока прекращена по техническим причинам:застрял
в лифте.
Продажа сока временно прекращена.


7.Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.
Доставка груза производится с помощью вертолета, по
причине размыва дороги.
осуществляется
происходит


8.Промежуток между школой и жизнью занимает короткое
время, а в памяти остается надолго.
Промежуток времени...


9.На плечи фермера ложится ответственность за содержание
и сохранность.
На плечи фермера (возложена ответственность) за уборку и
сохранность урожая.


10.На качество направлены многие темы, разрабатываемые
нашими учеными.
На качество обращают внимание многие ученые.
*Проанализируйте причины недостаточной информативности.


1.В помещении проходной фабрики санэпидемстанция будет
готовить приманку для населения.
...готовить приманку для крыс.


2.Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт
и обезроживание.
...провести обрезку копыт и обезроживание.
...провести обрезку копыт и подрезку рогов.
...провести обрезку или подрезку хвостов.


3.Всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на
железной цепи, под которые подложить ремни или войлок.
Просьба зоотехникам закупить прочные ошейники на мягкой
основе до наступления лета.


4.На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой
для обертки.
Фабрике требуются двое рабочих (начинка и обертка).


5.Премировать работников яслей за выполнение плана по
уровню заболеваемости детей.
Премировать работников яслей за самый низкий показатель
заболеваемости детей.


6.День рождения начнется в три часа.
Празднование Дня рождения начнется в три часа.


7.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.
Прошу выписать меня, претензий не имею.


8.Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках,
все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать
клиентов.
Продавцы, одетые в синие безрукавки, форменные юбки и
брюки, произвели приятное впечатление на клиентов.
*Проанализируйте причины абсурдности и неуместного
комизма высказывания.
Назовите...


1.Если взглянуть на город с птичьего полета,
Если взглянуть на город с высоты птичьего полета,
то дома представятся как светлые островки среди
зелено-голубого моря.
то дома покажутся светлыми островками среди
зелено-голубого моря.


2.Размеры контрольной плоскости должны быть больше
подготавливаемой плоскости.
Контрольная плоскость должна быть больше, чем
подготавливаемая.
Имеется ввиду не размер, а сравнение.


3.Сравним последние экономические показатели работников
фабрики "Лайм" с предыдущими годами.
Сравним последние экономические показатели работы
фабрики "Лайм" с показателями,
которых достигло предприятие в предыдущие годы.
Показатели предприятия.


4.Объем чистой продукции может и обычно выражается в
денежном измерении.
Объем чистой продукции может быть выражен
и обычно выражается в денежном измерении.


5.Три гостинницы возникнут на пересечении с Ленинградским,
Ярославским и Каширским шоссе.
Три гостинницы будут построены на пересечении кольцевой
дороги с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.
Глагол возникнут употреблен неправильно.
Возникнут...сами по себе.
На пересечении чего с ЛЯК.


6.На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка
транспорта на участке от дома 62 до 16-й Парковой улицы.
На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка
транспорта на участке от дома 62 до пересечения с 16-й
Парковой.


7.Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей,
равных прекрасному залу Дворца съездов.
Когда-то развлекательные фильмы собирали так много
зрителей, что они могли заполнить огромный зал Дворца
съездов.


8.В одном из концертов я дирижировал программой из
произведений С.Прокофьева - исполнялась Классическая
симфония и оратория "Иван Грозный".
В одном из концертов я дирижировал оркестром,
исполнявшим Классическую симфонию и ораторию "Иван
Грозный" С. Прокофьева.


9.Белки злаков по биологической ценности уступают как
продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.
Белки злаков по биологической ценности уступают белкам как
продуктов животноводства, так и зернобобовых культур.


10.Коллектив Солнцевского отделения милиции является
лучшим отделением милиции в районе.
Солнцевское отделение милиции - лучшее в районе.
*Какие ошибки устранил редактор? В случае несогласия с
редактором предложите свой вариант.


1.Художник как бы проник во внутреннее состояние души
цветка:оно родственно человеческой душе, дарящей добро
людям.
Художник как бы проникся состоянием души цветка:оно
родственно человеческой душе, дарящей красоту и добро
людям.


2.Наша индустрия почти догнала уровень США по количеству
выпускаемых изделий.
Уровень нашей индустрии почти сравнялся с уровнем
индустрии США.


3.Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается
социологами.
Взаимодействие обучения в ПТУ с другими обучениями
изучается социологией.


4.Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не
допускаются (объявление в аэропорту).


5.Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на
территории совхоза, кормами и сеном.


6.Для домашних насекомых в магазине ничего нет.
Средства от насекомых не закуплены.


7.Кто не выполняет правил безопасности, может поплатиться
руками, ногами, а главное - жизнью!
Несоблюдение правил техники безопасности угрожает Вашей
жизни.


8.Подростки ориентируются на местности, самостоятельно
принимают решения: маршруты, место для бивуака,
приготовление пищи.
9.Упал с забора в травматологическое отделение (из
объяснительной).
10.Борьба с гриппом - очень важное мероприятие,
сокращающее здоровье работников фирмы.

Упражнение 99. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем была вызвана необходимость такой правки.

Предложения до правки Предложения после правки
Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве. Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья овец в хозяйстве.
Больные, не посетившие лабораторию в течение трёх лет, сдаются в архив. Карточки больных, не посетивших лабораторию в течение трёх лет, сдаются в архив.
Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей. Язык героев Шолохова резко отличается от языка героев других писателей.
Условия города отличны от села. Условия жизни в городе отличаются от условий жизни в селе.
Надо объединить всех, кто восстанавливает пострадавший от наводнения город. Надо объединить усилия всех, кто восстанавливает пострадавший от наводнения город.
В городе появились сильные шахматисты на стоклеточной доске. В городе появились сильные шахматисты, играющие на стоклеточной доске.
На первых порах устанавливалось оборудование в полпечатного листа. При возобновлении работы полиграфического комбината вначале установили оборудование лишь для изготовления продукции форматом в половину печатного листа.
В эту смену, между 16 и 20 часами, и был выработан миллиард энергетиков. В вечернюю смену стране был дан тысячный миллиард киловатт-часов электроэнергии.
У каждого человека есть место для подвига. В жизни каждого человека есть место для подвига.

Упражнение 100. Прочитайте предложения. Обратите внимание на предметную, понятийную неточность, речевую недостаточность. Отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.

1. Выставка юных художников в Доме культуры имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. За ошибки и недостатки председатель совхоза заслуживает взыскания. 4. Они окончили училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в тёплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясельного возраста. 7. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках. 8. Сдаётся комната с ребёнком. 9. В помещении проходной фабрики санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения. 10. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 11. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 12. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте. 13. Доставка грузов производится вертолётом по бездорожью. 14. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 15. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 16. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учёными. 17. На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обёртки. 18. День рождения начнётся в три часа. 19. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 20. Если посмотреть на город с птичьего полёта, то дома кажутся маленькими островами среди зелёного моря. 21. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почёта. 22. Опытный охотник всегда держит палец на мушке. 23. В субботу в нашем клубе состоится лекция для бездетных родителей. 24. Подвиги совершают не только молодые, но и пожилые люди, например, космонавты. 25. По уровню знаний нынешний абитуриент превосходит какого-нибудь профессора XIX века. 26. Никогда не поверю в то, что Пушкин умер. 27. Павел Власов сказал: «Самодержавие не является нашей единственной целью». 28. Моя школьная учительница десять лет учила меня первому слову: «Мама». 29. Ленин заботился о здоровье Горького и проверял, не мокрые ли у него простыни.

"Краткость - сестра таланта", - утверждал А. П. Чехов. Об этом необходимо помнить всем, кто хочет совершенствовать свой слог. Прочитаем предложение: "Учащиеся школ, в которых они проходят обучение, пришли на линейки, посвященные началу нового учебного года, чтобы вновь сесть за парты, продолжить обучение в стенах родного учебного заведения ". Этот, конечно, нарочито перегруженный однокоренными словами пример убедительно показывает абсурдностьмногословия, или речевой избыточности . Мы часто впадаем в этот грех, если не следим за речью. Небрежность или беспомощность пишущего обычно приводят к многословию, а краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Экономное, точное выражение мысли - важнейшее требование стилистики, которое мы, к сожалению, так часто не выполняем. Не будем ходить далеко за примерами, обратимся к стилю ученических сочинений. В числе стилистических недочетов в них постоянно приходится указывать многословие: "Силы "темного царства" объединилисьвоедино против бросившей им вызов натуры "; "Жители города Калинова живут однообразной, безрадостнойжизнью ". Такое употребление однокоренных слов порождает тавтологию (от греч. tauto - то же самое, logos - слово). Классический пример тавтологии - "масло масляное". А вот другие образчики тавтологии, которые не придуманы, а взяты из самой жизни: "можно спросить вопрос ?"; "например, такой пример "; "это явление является... "; "закономерно вытекает закономерность "; "умножить во много раз "; "возобновить вновь ". В одном из сочинений читаем: "Катерина заранее предчувствует свою гибель... Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души ". Мы выделили словосочетания, в которых употреблены ненужные уточняющие слова . Такая форма многословия получила название плеоназм(от греч. pleonasmos - излишество). Плеоназмы возникают при употреблении ненужных определений (главная суть, ценные сокровища, темный мрак, повседневная обыденность, почувствовать заранее ), лишних обстоятельств (вернуться обратно, упал вниз ), а также в результате неоправданного нанизывания синонимов (закончить, завершить, выполнить задание ). Зачем объяснять вещи, которые и без того понятны: "Он говорил, жестикулируя руками (а чем еще?)"; "Макет, который так старательно клеили ребята, Вадим топтал ногами (а можно топтать руками?)". Исключите выделенные слова, и смысл нисколько не пострадает. М. Горький, читая произведения начинающих писателей, обращал внимание на многословие. Например, ему не понравился отрывок: "Работали молча, без слов. В продолжение двух часов рытья окопов работавшие рядом бойцы не обменялись ни единым словом ". На полях М. Горький заметил: "Какой смысл писать "молча, без слов", когда ведь ясно, что, если человек молчит, он не говорит ". В другом случае против слов "красноармеец бредил о своей родной семье " М. Горький указал: "Не следует удваивать "своей, родной ". Подобные же исправления в рукописях молодых авторов делал и А. П. Чехов. Так, он подчеркнул "неловкое выражение" страсть к графомании и объяснил: "Не годится, потому что слово графомания содержит уже в себе понятие - страсть ". Плеонастическими можно считать такие, например, сочетания: в мае месяце, так например, планы на будущее, неиспользованные резервы, простаивать без дела, поступательное движение вперед . Речевую избыточность порождает и соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение (памятные сувениры, необычный феномен, движущий лейтмотив, биография жизни, своя автобиография, в конечном итоге, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, демобилизоваться из армии ). В таких случаях говорят о скрытой тавтологии, так как русское слово повторяет значение заимствованного. Например,сувенир - французское слово, означающее "подарок на память", "вещь, связанная с воспоминаниями", и к нему еще добавляют памятный ; биография - греческое слово, означающее "жизнеописание", автобиография - "жизнеописание какого-нибудь лица, составленная им самим", поэтому уточняющие слова при них неуместны.

Неприятность и резкость этого ее первого взгляда, может, и определялась именно тем, что она глядела на тебя столь пронизывающе своими очень светлыми, прозрачными, льдистыми глазами, глядела незряче, пытаясь не глазом, а всем своим нутром, всеми своими сверхчувствами тебя опознать. Глядела и не видела. Но понять это с первого раза было трудно – ибо она ничем не выдавала своей близорукости, не щурилась, не подносила ничего близко к глазам, не наклонялась к предметам. Держалась так, словно у нее отличное зрение, с гордо чуть откинутой назад головой, осанка очень прямая. И я не сразу поняла, что она близорука.

– У нее глаза ночной птицы, ослепленные дневным светом! – сказала о ней некогда в Париже Зинаида Шаховская, и это так. Широко открытые, очень светлые, прозрачные и холодные. Зря говорят, что у людей с холодными глазами – холодная душа! Просто у одних глаза подключены к сердцу, у других – к разуму.

"Светлые, немеркнущие глаза – зеленые, цвета винограда", – писала в своих воспоминаниях ее дочь Ариадна Эфрон. А в письме ко мне уточнила: "цвета спелого винограда". А Антокольскому: "Глаза у мамы были без малейшей серизны, ярко-светло-зеленые, как крыжовник или виноград (их цвет не менялся и не тускнел всю жизнь)…"

"Тусклые, слюдяные глаза, в которых временами вспыхивали зеленые огни", – вспоминает Федор Степун о молодой Цветаевой времен Коктебеля.

"Глаза зеленые, но не таинственно зеленые, не поражающие красотой, смотрящие прямо", – это все та же Шаховская.

"Щелкаю с кустов зеленый (как мои глаза, сравнение не мое) крыжовник", – писала сама Марина Ивановна Борису Леонидовичу Пастернаку в 1926 году.

"Беглый взблеск зеленых глаз, какая-то, я бы сказала, звериная ро́скось – в сторону: видит вас, но как будто смеясь, как будто прячась от вас – очень светлых и очень зеленых прозрачных глаз", – это Ольга Чернова-Колбасина. С ней Марина Ивановна дружила в Чехословакии, они жили по соседству, а потом в Париже она приютила Марину Ивановну в 1925 году, когда та приехала из Чехии, в своей маленькой квартирке, где Марина Ивановна заканчивала поэму "Крысолов".

– Большие глаза ледяной серо-зелености, словно миллионы лет гляделись во льды и застыли, – грешила я в своих записях.

Зимой на Москве-реке лежали на свету нарезанные кубы льда, только вынутые из проруби, сохранившие еще ту подводную зеленоватую прозрачность, – вот такими и были глаза у Марины Ивановны, так, по крайней мере, представлялось мне тогда, в 1940–1941 годах. Эти кубы льда, предназначенные, должно быть, для каких-то хозяйственных надобностей, лежали один на другом штабелями на ледяной поверхности реки неподалеку от Воробьевых гор, где мы с Мариной Ивановной и ее сыном Муром как-то гуляли.

И еще, чтобы с этим уже покончить, – не заметить, что она "незрячая", было все же нельзя, и при последующих встречах начинало казаться, что она вроде бы как смотрит и не смотрит или, вернее, невидяще смотрит. И это неважно, скользнул ли ее взгляд по тебе, или по полке с книгами, или по так любимым ею ее серебряным цыганским кольцам. Смотрит и не видит…

Но я поначалу отнюдь не приписывала это ее физическому недостатку, а объясняла скорее особым свойством ее натуры. Она всегда была очень сосредоточенна, углублена в себя, в свой собственный мир, неведомый и недоступный другим. Гигантская работа мыслей и чувств шла в ней непрерывно, и казалось, даже ночью ей не может быть покоя… И то напряжение, в котором она постоянно находилась, невольно передавалось присутствующим. Как бы за глухой, непроницаемой для слуха, для глаза стеной ощущалось биение океана, его приливы, отливы, штиль, шторм… И Марина Ивановна всецело была подчинена законам не внешнего, а этого своего внутреннего мира, и потому казалось, что и глаза ее, нездешние какие-то, смотрят не вовне, а вовнутрь, в нее самое…

Присутствуя, она всегда отсутствовала. Она никогда не была рядом, никогда – тут, всегда – там , а что происходило там , было скрыто за полуопущенными веками, за напряженным, резко очерченным профилем.

– Мать чаще всего запоминалась в профиль, – говорила Аля.

Но запоминался и анфас, только анфас был расплывчатым, и лица было как бы больше, чем надо. Профиль – чеканный, острый, подобранный. И если профиль мог говорить о каких-то польских или немецких ее предках, то анфас был всецело от русской ее бабки-попадьи. Разве только глаза, очень северные, может, еще к самим викингам восходящие… Но, оговорюсь, это сугубо мое личное восприятие. Я встретила Марину Ивановну в 1940 году.

Те, кто знал Марину Ивановну в давние, еще коктебельские времена, говорили, что тогда уже у нее была привычка садиться вполоборота к присутствующим. Может, ей казалось, что профиль у нее значительнее, может, ее раздражала округлость ее лица, "младенческий овал щеки". Это не соответствовало тому романтическому облику поэта, каким он ей рисовался. "Очная ставка двух зеркал: тетради, где ее душа, и зеркала, где ее лицо и лицо ее быта. Тетради, где она похожа, и зеркала, где она не похожа…" – писала Марина Ивановна о Черубине де Габриак, которую как раз в те коктебельские времена и сотворил Волошин из маленькой хромой учительницы Елизаветы Ивановны Дмитриевой, сочинявшей стихи про шпаги и плащи. Но, быть может, слова эти в какой-то мере могли быть отнесены и к самой Марине Ивановне в те ее молодые годы. Могучий дар отнюдь не поэтессы, а поэта был вложен в оболочку круглощекой миловидной московской барышни в пенсне. И Марина Ивановна, очень рано понявшая и поверившая в силу своего таланта, не могла не видеть этого несоответствия: "…тетради, где она похожа, и зеркала, где она не похожа…" И не стала ли она сама в силу этой непохожести одним из первых, а может, и первым объектом своего мифотворчества, единственного воплотившегося в реальность и не ставшего мифом.

Аля говорила, что мать сама себя сделала смолоду, что со свойственной ее натуре решимостью и энергией она начала созидать себя заново, наперекор природе. Она мало ела, изнуряла себя ходьбой. Стремилась придать некую аскетичность своему облику. Стриглась особо, закрывая щеки волосами. Курила запоем, папироса стала неотъемлемым штрихом ее портрета. Очки выбросила. Последний снимок в пенсне относится, должно быть, к двенадцатому году, точная дата на фотографии не указана. Заставляла себя не сутулиться, держаться прямо и не пытаться разглядеть то, что при своей близорукости увидеть не могла.

Удалось ли ей исправить "ошибку" природы? Совпадали ли теперь она в тетради и она в зеркале? И каким могло быть это совпадение при полном ее самонесовпадении: женская ранимость души, женская тоска, несбыточная мечта о рыцарском поклонении, о жертвенной любви и – мужская активность чувств, мужской напор страстей, умение чисто по-мужски идти на разрыв. Ее утонченное, обостренное восприятие окружающего мира и – "Бог наделил меня самой демократической физикой. Я все люблю – самое простое". Ее вечное стремление к людям – и ее самоотталкивание от людей. Ее такая женская суть стихов и такая мужская их плоть…

Быть может, природа и не ошиблась, а поняв всю безнадежность решения задачи, пошла на контраст, на полное несовпадение .

Удивительно совпадал Пастернак. У его стихов не могло быть иного лица, у его лица не могло быть иных стихов. Правда, он писал Марине Ивановне в Париж с грустью, что его сын Женя похож на него, "может быть, он не так будет безобразен, как я, может быть, – только по-другому…". Он ошибался – он был прекрасен своей мнимой некрасивостью. Столкнувшись с ним где-нибудь в метро или на улице, его нельзя было не запомнить, даже не зная, что он это он, так значительно, скульптурно было его лицо, так выделялось оно среди других мелькавших лиц. Конечно, каждое лицо неповторимо, но есть определенные типы лиц, и природа лениво варьирует их, добавляя, убавляя, совершенствуя или искажая. А тут – "что-то в лице зараз и от араба, и от его коня: настороженность, вслушивание, – и вот-вот… Полнейшая готовность к бегу. – Громадная, тоже конская, дикая и робкая ро́скось глаз. (Не глаз, а око)…". И конское сверкание белков! Лицо его приковывало к себе внимание, сражая и необычностью своей формы, и силой интеллекта. Упрямство, боль, детская незащищенность, неизбывная тоска, печать осененности – по его лицу можно было читать, как по книге. Оно и воистину было подлинным произведением искусства!

Ахматова?! Казалось, тоже совпадала. В эвакуации, в Ташкенте, когда она спускалась по шаткой наружной лестнице из своей "светелки" во двор, где мы, эвакуированные, стирали у колодца тряпки, это спускалась королева в царство нищих, хотя и была она обута на босу ногу в стоптанные туфли, в старом черном платье неопределенного покроя с полукруглым вырезом, всегда одном и том же, кажется, единственном, вывезенном из блокадного Ленинграда. И черная шаль с бахромой, тоже уже видавшая виды, была накинута на плечи. Даже узбечки в паранджах, "слоны", как их называли, останавливались на улице и, неуклюже поворачиваясь в своих сплетенных из конского волоса густых сетках, свисавших со лба до самой земли (чем-то и правда напоминавших хобот слона), глядели ей вслед. Столь царственна была поступь, столь величественна и с чувством своей избранности, своего превосходства несла себя эта высокая немолодая женщина с седеющей челкой на лбу.