Тренировки Брюса Ли: бесконечный путь к совершенству тела и духа. Опубликованы архивы Брюса Ли с уникальными методиками его тренировок – берем на вооружение

С чего начать

Если неподготовленный человек, который даже десять раз отжимается с трудом, хочет увеличить нагрузку, ему следует начинать чуть ниже своего максимального уровня, пока он не адаптируется к этой нагрузке. После чего можно без излишнего стресса создавать перегрузки.

Лишний вес

Если у вас много лишних килограммов, круговые тренировки должны быть на первом месте в программе. Если вы в хорошей форме, добавьте круговую к обычной кардиотренировке или проведите ее после занятия боевыми искусствами, стараясь сначала потратить энергию на совершенствование техники. Оставшиеся силы вы можете расходовать на круговую тренировку.

Время для тренировок

«Меня иногда спрашивают, откуда он брал столько времени на тренировки. Ответ прост: так он предпочитал проводить свое время. Чем бы он ни был занят, каждый день несколько часов Брюс посвящал работе над телом и духом, чтобы быть в наилучшей форме. Тут вступала в игру его богатая фантазия. Помимо регулярных тренировок, для него было характерно заниматься сразу несколькими делами: читать книгу, сгибать руку с гантелью и растягивать ногу; или, к примеру, затеять с детьми какую-нибудь игру с нагрузками; или выполнять изометрические упражнения, управляя машиной. В детстве за это качество его называли непоседой; став взрослым, он не изменился», - рассказывает вдова Линда Ли Кэдвелл.

Брюс Ли довольно рано осознал, что наиболее важная роль в общей схеме физической подготовки отведена именно силе. И она важна не только сама по себе (для укрепления мускулов, связок и сухожилий), но и потому что наращивание мышечной силы улучшает технику удара, увеличивает скорость и выносливость, тонизирует мышцы и влияет на общее функционирование тела. Однако Ли не считал силовые тренировки ключом к победе в спортивной карьере. Он признавал их реальное значение как важного аспекта в фитнесе, который следует интегрировать в систему тренировок наряду с другими упражнениями, улучшающими технику, скорость, ловкость и все остальное.

Линда Ли Кэдвелл цитировала мужа, который говорил: «Когда вы молоды, вы дышите животом; в среднем возрасте - диафрагмой; в пожилые годы вы начинаете дышать горлом и ртом. Чтобы сохранять энергичность, нужно все время стараться дышать животом». Эту точку зрения хорошо иллюстрирует бег трусцой, который как раз требует глубокого дыхания - а не поверхностного, - в этом случае вы действительно развиваете выносливость.

Без стресса

Мышцы можно укрепить силовыми тренировками. Сердце способно работать более эффективно благодаря упражнениям на выносливость, а подвижность суставов можно улучшить продуманной программой развития гибкости. Однако если вы решили совершенствоваться в любом из этих направлений, вам придется следовать принципу создания перегрузок, изменяя ежедневные привычки и добавляя соответствующие упражнения. Какую программу вы бы ни выбрали, перегрузки должны появляться в ней постепенно, чтобы не создавать для организма.

Скорость

Увеличение скорости - как движения, так и восстановления - должно входить, по мнению Ли, в план тренировок любого серьезного мастера боевых искусств. По этой причине он находил целесообразным время от времени вместо увеличения повторений или отягощений сконцентрироваться на том, чтобы сократить общую продолжительность тренировки. Ли тщательно рассчитывал длительность занятий, стремясь выполнять все повторы как можно быстрее.

Ваш потенциал

Важно осознавать, что при оценке результатов или пользы силовых тренировок стоит сравнивать себя только с самим собой. Учитывая генетические различия между людьми (длина костей, плотность мышечных волокон, нервно-мышечная координация и так далее), результаты, которых добивается один, могут быть физиологически недостижимы для другого. Но пока вам удается выполнять больше подходов или повторений за то же время, вы можете быть уверены, что силовая тренировка делает ваши мускулы сильнее.

Не важно, какой вид силовых тренировок вы решите включить в свой общий фитнес-план: если вы ставите целью увеличение силы, то непременно должны применить системный подход. Ведите , фиксируйте успехи графиками и позаботьтесь о том, чтобы постоянно увеличивать объем работы. Так же как вы записываете в дневник все свои достижения в боевых искусствах, размышления и комментарии, вы должны запечатлеть свой прогресс в силовых тренировках.

Силовые и изометрические тренировки

Хотя Брюс Ли включал и силовые, и изометрические упражнения в свой тренировочный план, он не считал их равноценными ни принципиально, ни по ценности или результату. Безусловно, оба вида упражнений помогают развивать силу, но существует разница в их предназначении и результатах. Изометрика быстро укрепляет мышцы, она не развивает силовую выносливость. Таким образом, одни изометрические упражнения никогда не составят полную программу, их надо сочетать с аэробными и упражнениями на гибкость. Тяжелая атлетика увеличивает массу мышц, что может быть или не быть целью тренирующегося. Поскольку при выполнении одних и тех же упражнений мышцы производят ряд повторяющихся движений, их гибкость, высокий тонус и выносливость могут стать приятным бонусом к развитию силы.

  1. Руководство, данное Ли тем, кто хочет следовать доктринам Джит Кун До,со всей необходимой ясностью и все же несколько туманно сводится к следующему: «Вы должны смириться с фактом, - писал он, - что не может быть помощи, кроме самопомощи. По той же причине я не могу сказать вам, как достигнуть свободы, т. к. свобода сущест­вует внутри вас.
    Я не могу сказать вам, как достигнуть самопознания. Я могу сказать, чего не делать, но не могу сказать, что нужно делать, т. к. это ограничит вас в подходе к проблеме. Формулы уничтожают свободу, рецепты сжимают творчество и утверждают посредственность».

    Помните всегда, что свобода от самопознания не может быть достигнута жестким следованиям формулам. Мы не можем внезапно «стать» свободными. Мы просто свободны.

    «Следуй принципу, - говорил Брюс Ли Дэну Иносанто, - раствори принцип, но не будь привязан к нему, это и есть ДКД!»

  2. Из всех своих многих преимуществ Брюс Ли больше всего ценил свое тело.
    Он делал то, что многие считали эксцентричным и даже фантастическим, чтобы держать свою форму в совершенном состоянии. Спортзал его был храмом физической подготовки, оборудованный всяческими устройствами, отделанный зеркалами так, чтобы атлет мог лучше наблюдать свои упражнения и движения.

    Его дом в Бел Эйр, естественно, был заполнен всевозможным оборудованием, которое по проектам Брюса сделал его друг и ученик Херб Джексон. Стерлинг Силлифант вспоминает, какой испуг вызвало в нем очередное приспособление, которое больше походило на средневековую дыбу, нежели на спортивный тренажер. Однажды он даже попытался сострить, сказав: «Теперь я понимаю, почему так много говорят о разнообразии и жестокости китайских пыток». Другая вещь, которая произвела на Стерлинга неизгладимое впечатление, была гигантским мешком, который Брюс повесил у себя в гараже. Мешок был 1,30 м в диаметре и 1,65 м в высоту, и, по крайней мере, требовалось два человека, чтобы только его обхватить. Мешок был мягким, поэтому даже если вы наносили по нему удар ногой со всей силы, на которую вы были способны, то он лишь слегка качался. «Это было все равно, что бить в болотную трясину, - говорит Стерлинг, - я был совершенно беспомощен в борьбе с этим мешком, в то время как Брюс был в состоянии послать его в воздух одним ударом». Стерлинг вспоминает, как Брюс часто говорил, что лучше всего ставить удар ногой на большом пальмовом дереве. «Когда добьешься того, что ты перестанешь сотрясаться от своего собственного удара, а будет сотрясаться только дерево, вот тогда ты начнешь понимать удар».

    Он не пропускал ни одного дня без тренировки. «Для меня лучшим упражнением является бег», - сказал он однажды репортеру, особо подчеркнув тот факт, что тому, кто не готов к физическим нагрузкам, «ровным счетом нечего делать в жестком спарринге». Он утверждал, что бег настолько важен, что вы должны продолжать бегать в течение всей вашей жизни. В какое время дня вы будете бегать - неважно, важнее, как долго вы будете бегать .

    • В начале вы бежите легкой трусцой,
    • затем увеличиваете дистанцию и темп,
    • в конце пробега включаете спринт для развития скоростной выносливости.
    Сам он бегал ежедневно, по меньшей мере, 6 раз в неделю от 15 до 45 минут, покрывая от 2 до 6 миль, добавьте к этому 10-20 миль, которые он прокручивал каждый второй день на своем стационарном велосипеде. Кроме бега, он очень много внимания уделял развитию силы мышц брюшного пресса, он также делал многократные приседания, махи ногами и медленные поднимания ног.
  3. Брюс твердо верил в необходимость постоянной «обработки» кулаков и ступней ног , добиваясь того, чтобы они стали эффективным оружием - суставы его кулаков были покрыты большими мозолями. Позже он перестал их увеличивать, почувствовав, что это лишь орнамент, который к тому же может оказать отрицательное влияние на функцию суставов. У него на стене был укреплен мешок с бобами, на котором он отрабатывал удары руками. Уникальным приспособлением у него был манекен, сделанный из тика, он его привез из Гонконга. В соответствии со своими методами, он добавил необходимые для него приспособления. Манекен был около 1,8 м высотой и 0,3 м в ширину. Он стоял на платформе 2,5Х2,5 м, прикреплялся к ней посредством металлической пружины, что естественно приводило к тому, что ответное движение манекена на удар Брюса было почти непредсказуемо. У манекена было две руки чуть ниже шеи и одна рука на уровне живота, длина их была более 0,6 м. У него еще была выдвинутая вперед и согнутая в колене металлическая нога. Руки манекена помогали Брюсу отрабатывать технику «пак сао» - «руки ловушки», а также для «чи сао» - «прилипающие руки». Необходимость выдвинутой ноги была вызвана тем, что с ее помощью Брюс учился автоматически ставить свою ногу таким образом, чтобы она ограничивала движения ноги оппонента, не давая ему нанести ею удары.

    Он так же отрабатывал на этой ноге удары по голени и колену. Брюс имел в своем арсенале несколько различных мешков для отработки ударов. Тяжелый мешок он использовал для нанесения тяжелых ударов, которые он наносил целыми сериями, для того чтобы удержать противника в плохо сбалансированном положении, не давая ему возможности сосредоточиться для контратаки. У него был также мешок с мягким дном для ударов, направленных точно по прямой. «Если вы нанесете удар по траектории, хотя бы немного отличной от прямой, то мешок не вернется к вам» - объяснял он. Этот мешок был очень полезен для постановки ударов ногами. Поддерживаемый подвесками, работающими по принципу резины, мешок возвращался после удара с чудовищной скоростью, таким образом, Брюс или его ученик должен был быть предельно внимательным.

    Он также в своих тренировках часто использовал листы обыкновенной бумаги. Он вешал листок на нужной ему высоте на тяжелую веревку или цепь.
    Цель такой тренировки: увеличивать скорость, одновременно добиваясь точной работы (координации всего тела для достижения максимальной мощи. Простой листок бумаги помогал ему отрабатывать хлыстообразное движение в ударах руками, а также в ударах йоко и махи ногами. Листок также помогал выбирать ему правильную дистанцию, но основной целью было достижение максимальной точности, а также взрывной силы. Очень эффектно выглядели его удары, которые он наносил по специальному набитому щиту. Кто-либо из его друзей или учеников держал этот щит и передвигался. Это позволяло ему учиться наносить проникающие удары по движущейся цели. Это было удивительное зрелище. Когда Брюс сам держал этот щит, а кто-нибудь из его студентов наносил удар, но я ни разу не видела, чтобы удар сотрясал Брюса. Но как только наступала очередь Брюса, то ученик, как правило, оканчивал свой полет в другом углу комнаты в полушоковом состоянии.

    Ли увеличивал скорость и точность рук и пальцев до феноменальности. Его друг Адриан Маршалл описывает следующий пример ловкости рук, которой позавидовал бы фокусник: «Брюс положил в мою руку двухпенсовик, а затем сказал: «Посмотрим твою ско­рость». «Когда я захочу взять двухпенсовик, закрой кулак и посмотришь, успею ли я взять его». Он сделал одно дви­жение, я закрыл кулак, затем другое - я снова закрыл. И в третий раз он тоже не успел взять двухпенсовик... В чет­вертый раз, правда, все происходило несколько быстрее, но когда я закрыл кулак, монета в нем все еще лежала, по крайней мере, я так считал. Открыв кулак, я увидел, что не только исчез двухпенсовик, в моей руке лежал пенс».

    Другие друзья вспоминали подобные трюки, с помощью которых Ли демонстрировал поразительную скорость своей реакции. Толчок такой быстрый, что они не могли его за­метить, и такой близкий к лицу, что человек чувствовал ветер, или просил товарища держать его руку подбородком и попытаться помешать Ли закрыть ему веки, но неизбеж­но веки были закрыты прежде, чем руку можно было перехватить, но так нежно, что подопытный кролик почти не чувствовал этого, такова была награда за интенсивные тренировки.

    Коберн описывает тренировку, которую Ли называл «Мостом через пропасть». Необходимо было подойти как можно ближе к оппоненту, не получив удара, при этом требовалось, чтобы каждый не сводил глаз с другого. При этом появлялся унифицированный (объединенный) процесс, объединяющий бойцов в одно. Ли позволял Коберну дотронуться до него пару раз, чтобы продемонстрировать свою поразительную скорость и мобильность. «Следует подчеркнуть в Брюсе также и то, что сам он постоянно учился. Я думаю, что не было дня, чтобы он не приобрел чего-то нового. Он взрывался от энтузиазма, рассказывая о каком-нибудь ударе, который он только что изобрел – «бах-бах – посмотри на это, - восклицал он, - и я пытался… поток его энергии был как розга, всегда ослаблен до самого конца, сила приходила только с последним – ударом».

  4. Сам Брюс особо подчеркивал, что наилучшим способом тренировки он считает свободный (без ограничений) спарринг, с использованием защитных приспособлений. «Для спарринга вы должны надевать удобные и надежные защитные приспособления. Тогда вы сможете научиться выбирать правильно момент и дистанцию для успешного нанесения ударов. Прекрасная идея - спарринговать с различными индивидуальностями - высокими, низкими, быстрыми, резкими, неуклюжими. Да, временами, неуклюжий неприятель может одолеть более классного, чем он бойца, потому что его неуклюжесть - это своего рода рваный ритм. Таким образом, самый лучший партнер - это резкий, сильный человек, который не ограничен никакими понятиями и рамками, это сумасшедший, который может сделать невесть что, он царапается, хватает вас руками, бьет ногами и т. д.».

    Распорядок дня у Брюса был, как правило, следующим: подъем рано утром, разминка. Часто пробежка перед завтраком или «прогулка» в десять миль на стационарном велосипеде. Затем он расслаблялся, читая или смотря телевизор, играя с детьми. После раннего ленча он опять садился за книги, это время дня он проводил за чтением. После этого у него начиналась основная тренировка. Перед тем как включиться в тренировку, он обычно ничего не ел. В течение всего дня он практически никогда не сидел без движения. Даже во время чтения он постоянно передвигал одной рукой специальный стул, переворачивая страницы книги другой рукой. Он был своеобразным «перпетуммобиле» в человеческом обличье.

    Брюс Ли никогда не отдыхал от таких упражнений. Друзья говорили, что они никогда не видели его в состоянии покоя. Даже когда он болтал за обедом или смотрел телевизор, он прижимал ладонь снизу к столу или напрягал мускулы бедер. Линда пишет, что она часто видела у него в одной руке книгу, а в другой «немой звонок». Или он вдруг вскакивал во время самой занимательной беседы, чтобы провести новое упражнение, которое только что пришло ему в голову. Джеймс Коберн рассказывает, что когда он летел самолетом с Ли, Ли по очереди ударял по столику перед креслом кулаком. Когда Коберну это стало действовать на нервы, и он сделал замечание, Ли извинился: «Прости, друг, я должен держаться в форме».

    Из всех естественных упражнений, т. е. упражнений, не требующих специального оборудования или специальной подготовки, применяемых Ли, очевидно, самыми полезными были изометрические упражнения. - это упражнение, при котором мускулы совершенствуются применением их против неподвижного объекта, например, стены. Ли простаивал часами и более, прижимая тыльную часть руки к балконным переплетам (чтобы понять эффект, испытайте на себе это упражнение 3-4 минуты или в течение часа и более).

    Ли применял изометрические упражнения для развития большей части мускулов своего тела. Особо эффективным способом введения напряжения для наибольшего количества мускулов в одном упражнении является изометрический барьер, который он изобрел для своего спортзала. Это был металлический прут, плотно крепящийся посредине, который можно было установить между двумя вертикальными перемычками, обычно под уровнем плеча. Ли нагибался под ним, опирался плечами и затылком и тянул вверх, при этом работали бедро, плечи и мышцы живота. Если он клал руки по сторонам опор и толкал, тогда в работу подключались и мышцы руки. Ли называл свои руки и ноги, ступни и кисти «орудиями производства». Постоянно проделывал много упражнений для поддержания их в рабочем состоянии. Говоря об упражнениях, применяемых им, он настаивал: «Тренировка должна быть функциональной, она должна быть близкой к действительности».

    В 1965 году Брюс напишет: «В искусстве Кунг-Фу существуют три стадии. Первая - примитивная, т.е. стадия полнейшего незнания. Вторая - стадия автоматизма, когда разум захвачен еще анализом различных движений. И третья - стадия непосредственного действия, когда вместо того, чтобы навязывать свой стиль противнику, приспосабливаются под его технику, проанализировав ее слабые и сильные стороны, а затем воссоединив все вместе, по возможности улучшив».

    В его усилиях поддержать совершенное здоровье были аспекты, абсолютно не приемлемые для других, например, справедливо отдавая должное тому, что он поест, Ли полагал «Вы то, что вы едите», следовательно, необходимо было исключить табак и алкоголь. Все же диета Ли часто оставляла желать лучшего. Казалось, периодами он почти целиком сидел на витаминных таблетках, то ничего не ел, кроме бифштекса, то пил бычью кровь.

    Роберт, его брат, описывает прибытие в Америку и встречу в аэропорту с Брюсом, который с выражением ужаса отступил назад и воскликнул: «О боже, ты же костлявый! Никому не говори, что ты мой брат, а то мне будет стыдно».

    Младшего Ли немедленно препроводили в дом брата в Бел Эйр. На следующее утро его разбудили рано, вручили теннисные туфли и заставили пробежать три мили. Вскоре Брюс посоветовал подходящую диету для Роберта, который почему-то вовсе не был благодарен.

    «Боже, это была поистине мука. Брюс был похож на ефрейтора, он каждый день делал смесь собственноручно, чтобы убедиться, что я это выпиваю. Она состояла из молока, белковой муки для быстрого набирания веса, бананов, мороженого, яиц вместе со скорлупой и ананасового масла. Он заставлял меня выпивать кварту этого каждый день (2,25 л.)».

    Квинтэссенцией физической формы, первым витком спиралевидной пружины, от которого все новички должны идти к состоянию готовности для изучения искусств боя, является совершенство дыхания. Однако, как просто это ни звучит, искусство дыхания очень сложно и требует много времени. Обычно большинство (очевидно, и сам Брюс Ли до того, как Ип-Мэн взял его в руки и открыл молодому ученику свои секреты) дышит слишком мелко, большинство дышит от груди, мы же должны дышать от живота. Преимущество использования диафрагмы, а не торса при выдыхании и вдыхании воздуха, прежде всего в том, что в первом случае легкие опустошаются и наполняются более эффективно и полно. Практические медицинские блага этого очевидны, но результаты этого упражнения для начинающего гораздо глубже. Глубоко вдыхая через нос и выдыхая через рот, при этом следя за тем, чтобы грудь оставалась спокойной и не двигалась, а живот при этом не работал, боец увеличивает свой запас КИ, со всеми преимуществами мощного внутреннего покоя, который все это обеспечивает.

    Брюса Ли не будут вспоминать как диетика, да и не нужно этого. Тело его было как образец мускульной грации. Он избежал перетренированной неуклюжести, свойственной штангистам, или фигуры мистера «прекрасное тело», или непривлекательных мышц спартанского бегуна на длинные дистанции. Тело Ли было инструментом первобытной красоты. Для чего он и предназначал упражнения для работы с ним (к счастью, записанные и дошедшие до нас в интервью, статьях и частных воспоминаниях). Такое физическое развитие, как Ли убежденно указывал, само по себе, однако, не является завершением. Как он говорил об этом: «Вот палец, указывающий на луну. Не принимайте, пожалуйста, палец за луну. Не напрягайте свой палец и не пропустите прекрасного вида неба. В конце концов, полезность этого пальца в том, что он указывает на свет, освещающий палец и все остальное».

  5. У Брюса было твердое убеждение в том, что правильное понимание воинских искусств может быть достигнуто только на основе индивидуальной работы с учеником, и это явилось одной из главных причин, почему он отказался от своей первоначальной идеи организовать цепь школ кунг-фу. То было одним из талантов его как учителя, что ему было необходимо, прежде всего, заставить человека включить свое сознание с тем, чтобы воспринимать даваемые ему идеи. То, что я привожу ниже, является лишь одним из приблизительных, персональных тренировочных планов Брюса. Он не был разработан для учеников, поэтому Брюс изменил его там, где это было необходимо. Как только его студент осваивал очередную высоту, ему тут же индивидуально предлагалось что-то новое и адресованное специально ему.

    Вариант 1

    (понедельник, среда, пятница)
    1. Прыжки со скакалкой
    2. Наклоны и вращения
    3. Прогибания в пояснице (кошачьи потягивания)
    4. Прыжки в шпагат
    5. Приседания
    6. Удары ногами в голову

    Вариант 2

    (понедельник, среда пятница) (предплечье кисть, талия)
    1. Вращение туловища
    2. Вращения, сгибания, разгибания в кистях
    3. Вращения в коленных истцах
    4. Наклоны туловища в стороны
    5. Скручивание кистей с грузом

    Вариант 3

    (вторник, четверг, суббота)
    1. Упражнения на растягивание связок и мышц ног
    2. Махи ногой в стороны
    3. Прыжки, прижимая бедра к туловищу
    4. Вращения плечами
    5. Растягивание паховых мышц и связок
    6. Вращение кистей

    Вариант 4

    (вторник, четверг, суббота)
    1. Махи ногами
    2. Скручивания кистей
    3. Приседания с одновременным вращением
    4. Подъем ноги с согнутым коленом
    5. Укрепление мышц брюшного пресса
    6. Работа на укрепление кистей (вращения с отягощениями)

    Тренировка и развитие силы

Тренировка скорости

Что значит быстрота удара в борьбе? Только ли ускорение движений ваших рук, ног или тела? Или существуют какие-то другие, важные особенности хорошего борца? И что значит, вообще, хороший борец?

Ответ на эти вопросы следующий: хороший борец тот, который может ударить противника быстрее, сильнее, без видимого усилия, и благодаря этому избежать удара противника. Он не только владеет скоростью движений, но и умеет не сообщать противнику о своих намерениях, имеет хорошую координацию, обладает совершенным равновесием и пристальным вниманием. И хотя некоторыми из этих качеств люди одарены от природы, большая их часть развивается только упорной тренировкой.

Однако вся сила, развитая в результате тренировок, будет напрасно потрачена, если вы медлительны и не можете произвести быстрый захват противника. Сила и скорость идут рука об руку.

Борцу требуются оба эти качества, если он хочет побеждать.

Одним из способов увеличения скорости вашего удара является рывок рукой или ногой за секунду до касания цели. Это тот самый рывок, который употребляется в других видах спорта, например, при метании. Если вы бросаете мяч рукой, небольшой рывок в конце размаха даст мячу гораздо большую скорости.

Естественно, широкий размах и рывок дадут большее ускорение, нежели небольшой размах и рывок. При ударе хлыстом рывок легче уловить: кнут длиной в три метра будет иметь намного большую скорость и силу, чем кнут длиной в полметра, при одинаковом рывке рукой.


Скорость удара рукой

Удар кулаком не является ни самым быстрым, ни самым сильным ударом, т. к. вы не можете использовать все движения тела.

Но удар кулаком является именно тем ударом, при котором можно применить рывок, подобный рывку кнутом. Кроме того, при этом ударе сохраняется больше пластичности и свободы движений в суставе, который вращается в направлении от большого пальца к мизинцу. Таким образом, вы можете достаточно хорошо выполнить рывок, как показано на фотографии 135.

Фото135


Удар кулаком используется в основном для поражения головы противника. Чаще всего он комбинируется с техническими приемами "лоп-сао " (захват руки), как показано на фотографии 136.



Кулак должен находиться на уровне плеч в момент нанесения удара, но удар может быть и внезапным, выполненным из любой позиции на уровне между поясом и плечом. Его тяжело блокировать, как только вы разовьете способность удара без «телефонирования» своих намерений.

Несмотря на то, что при этом ударе теряется часть силы, потеря компенсируется, если вы комбинируете удар с техническими приемами «лоп-сао». Этот удар будет очень сильным, как при лобовом столкновении двух автомобитей, если вы сможете резким, неожиданным рывком притянуть к себе противника и одновременно нанести удар кулаком.

Чтобы развить скорость удара кулаком, зажгите свечу и попробуйте ее погасить быстрым ударом. Можете выполнять еще одно упражнение: вы наносите удар, контролируя его, в лицо партнера, а он пытается блокировать этот удар. Если он не успеет заблокировать его, вы должны суметь остановить вашу руку, по крайней мере, в сантиметре от его лица.

Ли использовал также для тренинга особое оборудование. Это была доска на пружине, обшитая полотном и кожей, расположенная на уровне головы (посмотрите на фото 137).



Удар вытянутыми пальцами ведущей руки является самым быстрым ударом. Он моментально достигает цели, т. к. наносится с небольшого расстояния. Это удар с наибольшей возможной досягаемостью, потому что пальцы не сжаты в кулак, но вытянуты, что удлиняет на несколько сантиметров руку (смотрите фотографии 138 и 139).



Фото 138, 139


Сила здесь не нужна, т. к. цель удара - глаза противника.

При данном ударе самыми важными элементами являются точность и быстрота. Колющий удар - опасное оружие, т. к. может нанести тяжкие повреждения, и очень тяжело от него защититься.

Чтобы не повредить свои пальцы при ударе, если вы вдруг промахнетесь и попадете в голову противника, научитесь их правильно держать. Прижмите кончики пальцев друг к другу, как показано на фотографии 140 так, чтобы длинные пальцы были немного согнуты, а большой палец согните вовнутрь. Рука должна походить на кончик копья.



Вы должны много тренироваться, чтобы развить скорость при ударе вытянутыми пальцами. Скорость зависит от экономичности движений, а этот удар дает хорошие возможности для экспериментирования. Как и все удары в ДКД, он должен быть нанесен вперед без предварительной подготовки. Так змея без предупреждения наносит удар по своей добыче.

Чем больше времени вы проведете, отрабатывая удары, тем большей скорости достигнете. Используйте во время тренировок в качестве цели, по которой вы наносите удары, лист бумаги.

Очень хороша для укрепления пальцев и толстая кожаная лента, изображенная на фотографии 141.



Фото 141


Кроме этого, используйте обшитую доску на пружинах (фото 142). Она достаточно твердая, но при ударе все же прогибается, и поэтому вы не повредите пальцы.



Для того, чтобы укрепить пальцы, вы должны использовать различные комбинации упражнений, и тут вам пригодится деревянный манекен(фотография 143). Он выглядит, почти как настоящий противник, и имеет «руки», которые могут служить для блокировки вашего удара, соответственно вы можете четко обозначить свой удар и проверить точность.



Мы уже говорили, что удар вытянутыми пальцами ведущей руки - самый быстрый удар наряду с ударом кулаком ведущей рукой. В стиле ДКД это самые важные удары и являются главным оружием нападения и защиты. Этими ударами вы можете помешать нападению противника либо даже остановить его.

Хотя об ударе кулаком ведущей рукой мы говорили в главе "Упражнения для развития силы", сила не является главной характеристикой этого удара. В действительности, этот удар можно называть «быстрый» удар кулаком. Как и удар вытянутыми пальцами ведущей руки, этот удар находится в пути к цели лишь короткое время (фотографии 144–146), потому что рука до некоторой степени вытянута уже до начала удара.





Кроме скорости, удар кулаком является и самым точным, т. к. наносится прямо вперед с малого расстояния и не угрожает потере равновесия. Его тяжело блокировать, так же, как и удар пальцами, особенно, если вы его выполняете в быстром и непрерывном движении. Кроме того, этот удар можно выполнить быстрее, находясь в движении, нежели в состоянии покоя. Как и удар вытянутыми пальцами, он представляет большую опасность для противника и поэтому его можно приберечь для защиты.

Сделав резкий рывок рукой, прежде чем коснуться цели, вы придадите больше силы этому удару. Пусть рука ваша будет расслаблена, кулак сожмите только в момент касания цели. Чтобы вложить в удар и эксплозивность, используйте «течение» энергии, о котором мы уже говорили.

Удар кулаком ведущей рукой сам по себе не является целью ваших действий, но является средством для достижения конечной цели. Этот удар не обладает той силой, чтобы заставить противника потерять сознание, но это главное оружие борца в стиле ДКД, и чаще всего употребляется в комбинациях с другими ударами кулаком или ногой.

Удар кулаком ведущей рукой наносится из положения защиты, а точка касания с целью должна быть расположена на одной линии с вашим плечом, как видно на фотографиях 147–149.



Если ваш противник низкого роста, согните колени, чтобы плечо было на уровне удара. Если же ваш противник высокого роста, поднимитесь на цыпочки.

Позднее, когда вы наберетесь мастерства, вы должны уметь нанести удар из любого положения, в котором оказалась ваша рука, без каких-либо дополнительных движений. Но чтобы удар был эффективным, вы должны во время удара сохранять равновесие.

Совсем по-другому выполняется удар в классическом стиле китайского бокса или каратэ. На фотографиях 150–152 удар наносится из позиции, когда руки прижаты к бокам, кисть руки, зажатая в кулак, находится на уровне пояса. Это непрактично, потому что большая часть тела открыта для нападения противника.



В предыдущей главе мы уже описывали, что ведущая рука будет иметь больше силы, если вы будете использовать повороты корпуса тела и другие элементы силового удара. Но иногда эти приемы могут выдать ваши намерения противнику, и стоит пожертвовать силой ради выигрыша в скорости. Все зависит от противника. Если он медлительный и неловкий, вы можете применить силовой удар и поразить его. Однако, если противник быстр, вам лучше сосредоточиться на скорости удара, чем на силе. Среди наилучших реквизитов для развития скорости и точности при ударе кулаком числится старомодный боксерский мяч для ударов, показанный на фото 153.



Мяч прикреплен резиновым канатом к полу и строп должен быть на уровне ваших плеч. Чтобы правильно пользоваться этим мячом, вы должны обладать быстротой движения рук.

Вы должны ударить по мячу очень точно, чтобы он мог отскочить прямо против вас и четко сориентироваться во времени, чтобы снова ударить по нему.

Вначале наносите удары по мячу обеими руками, ноги поставьте на ширину плеч, ступни параллельны друг другу. Удар по мячу должен проходить по линии, мысленно соединяющей кончик вашего носа с серединой мяча. В удар по мячу нужно вложить как можно больше силы, потому что он не вернется так быстро, если вы его только толкнете. Но, когда вы научитесь хорошо наносить удары, вы должны стоять в положении защиты и комбинировать серии ударов кулаком и локтем.

Прежде всего ударьте по мячу кулаком, затем заблокируйте возвращающийся мяч или ударьте по нему локтем или предплечьем, как показано на фотографии 154.



Нельзя наносить удар по мячу, стоя в классической позиции, если рука прижата к боку, т. к. вы не сможете достаточно быстро среагировать после первого удара. Мяч ударит вас в лицо, и вы не сумеете себя защитить от этого удара.

Перчатки для ударов, показанные на фотографии 155, очень хороши для тренировки скорости и тяжелых ударов, для ударов ногами и различных комбинаций ударов. Вы можете тренироваться с одной или двумя перчатками.



На фотографиях 156,157 Ли тренирует эксплозивный удар ведущей рукой с одной перчаткой. Одна перчатка хороша и для развития скорости удара. Пусть ваш партнер держит перчатку и как только вы попробуете ударить по ней, быстро ее поднимет вверх или опустит вниз, чтобы вы промахнулись. Постарайтесь угадать его движения и все-таки поразить перчатку.




На фотографияь 158–160 Ли начинает нападение правой ведущей рукой, а затем следует удар левой рукой в другую перчатку. Ваш партнер поможет вам развить скорость, умение поражать цель и сохранять координацию движений, если будет двигаться, т. к. перед вами будут две подвижные цели.





Если вы все время наносите удары с полной силой, вы жертвуете скоростью. Даже, когда вы бьете по тяжелому мешку, как на фото 161,162, вы можете наносить удар, соединяя силу и скорость.




Используйте ведущую руку преимущественно для придания скорости удару, а левую руку для силового удара. Время от времени вы можете обеими руками наносить силовые удары, когда подойдете к мешку и нанесете серию ударов в "близкой борьбе".

И деревянный манекен может служить для упражнений, которые развивают быстроту удара, а также комбинаций из ударов и блокировок, как показано на фотографиях 163,164.




Кто ранее не отрабатывал удары на деревянном манекене, должен следить, чтобы не пораниться, если кулаки недостаточно натренированы.

Вводные удары кулаком очень похожи на удары кулаком ведущей рукой, но в них меньше силы. Вводные удары используются для выяснения обстановки в начале спортивного соревнования или в начале борьбы коварных противников. Вводный удар для того и производится, чтобы видеть реакцию противника, когда встречаются два одинаково опытных и искусных борца, бывает, что на всем протяжении борьбы они используют вводные удары.

Вводный удар кулаком часто встречается в боксе, но в стиле ДКД больше всего употребляется удар кулаком ведущей рукой. По технике исполнения оба удара очень похожи: быстрые, точные, краткие, во время удара тело находится в равновесии, и оба удара тяжело блокировать.

Во время нападения вводный удар используется, чтобы выбить противника из равновесия и создать условия для нанесения сильного удара. В защите этот удар применяется для остановки нападения. Например, вы можете опередить противника, ударив быстро его в лицо вводным ударом, пока он готовится к сильному удару.

Этот удар может употребляться для того, чтобы держать противника на дистанции и, таким образом, помешать ему вести бой на близком расстоянии.

Вводный удар чаще всего наносится в лицо, потому что не имеет достаточно силы и не может навредить противнику, если наносится по корпусу тела. Это слабый удар, но он очень хорош для тактической борьбы. Он наносится расслабленной рукой, совершающей рывок в момент, предшествующий касанию цели.

Отличная детская игра может служить очень хорошим упражнением для развития скорости. Вытяните руку перед собой и раскройте ладонь. Большой палец повернут вверх, а мизинец - вниз.

Ваш партнер также держит руки и пытается вас ударить по ладони, а вы, избегая этого, быстро отдергиваете руку вверх или к себе, пытаясь, чтобы партнер вас не задел. Когда противник заденет вас, поменяйтесь ролями.


Удар, которой не «телефонирует»

Один из важнейших элементов, характеризующих стиль ДКД и отличающий его от классических стилей кон фу и бокса, Брюс Ли взял из фехтования - удар, который не «телефонирует». Из фехтования он взял принцип движения ног и рук, а также быстрые удары кулаком, запястьем и вводные удары, которые почти не блокируются.

Принцип этот состоит в том, чтобы свои удары выполнять без каких-либо внешних признаков, могущих предупредить ("телефонировать", как говорят борцы) противника о ваших намерениях: пожимание плечами, движение ног или тела. Если противник заметит, что вы готовите удар, у него будет время уклониться или блокировать его. Если же он поздно догадается о ваших намерениях, то не сможет не только заблокировать удар, но и нанести ответный контрудар. В тот момент, когда вы отводите руку назад после нанесения удара, ваше тело движется вперед. Это и есть движение фехтовальщика.

Если вы, нанося удар, одновременно делаете хотя бы какие-то движения, вы уже предупреждаете вашего противника о своих намерениях. Тайна удара, который не «телефонирует» о ваших намерениях, заключается в том, чтобы ваше тело и руки были расслаблены и выполняли только «мягкие» движения. Выполните рывок расслабленной рукой и сожмите кулак только за секунду до контакта с целью. Вы должны сохранять выражение лица, как у игрока в покер, пока вы смотрите на противника. Даже небольшое движение на вашем лице может выдать планы и предупредить противника.

Ли был так хорош в выполнении молниеносных ударов, что найти добровольцев для участия с ним в турнирах было нелегко. Даже чемпионы боялись с ним выступать, потому что знали об искусстве его рук. На фотографиях 165, 166 он демонстрирует свое искусство владения скоростью, выступая с мастером каратэ. Этот борец не сумел заблокировать ни одного удара из восьми попыток даже тогда, когда Ли заранее говорил ему, куда он намеревается нанести удар.




Ли достигал успеха благодаря не только своим действительно быстрым движениям рук, но и благодаря другим безукоризненным движениям, которыми он не «телефонировал» о своем нападении.

Тренируйте подобный удар, одновременно перебирая ногами (смотрите главу о работе ног). Прежде всего отрабатывайте удар запястьем, затем удар вытянутыми пальцами, потом кулаком ведущей руки.

Вначале наносите удар по воздуху, а позднее по бумажной цели.

Затем тренируйтесь с партнером, который имеет перчатку для удара. Как и при упражнениях на скорость, пусть партнер передвигает перчатку во время вашего удара и постарается, чтобы вы не попали в нее.

Второе упражнение, которое вы можете включить в тренинг - это игра «хлопки». Станьте напротив партнера на расстоянии вытянутой руки. Партнер держит руки на уровне плеч ладонями друг к другу. Попробуйте ударить его в лицо или по корпусу тела между руками прежде, чем он хлопнет ими.

Если вы оказались быстрее партнера, пусть он уменьшит расстояние между своими ладонями. Вы можете также стать немного подальше от него. Но прежде, чем начать это упражнение, будьте уверены, что можете контролировать свои удары, чтобы не поранить партнера. Удар вы должны остановить в сантиметре от его лица.

Проверьте это так: станьте напротив партнера и медленно нанесите удар, остановив его в нескольких сантиметрах от лица партнера.

Постепенно увеличивайте скорость удара и уменьшайте расстояние до лица партнера. Ваш партнер должен ощутить только струю воздуха и пока вы тренируетесь, научиться тому, чтобы не защуриваться, когда видит у своего лица ваш кулак.


Скорость удара ногой

Самыми важными ударами ногой в стиле ДКД являются удар в сторону и круговой удар. Удар ногой в сторону используется, когда необходимо нанести быстрый и сильный удар, в то время, как круговой удар используется больше лишь, когда требуется скорость. Большинство ударов ногой в стиле ДКД наносится ведущей ногой, т. к. этим сокращается расстояние до противника.

Круговой удар поражает противника в основном от пояса до головы. Особенно полезен этот удар, если вы бьете противника по ребрам или под руки, как показано на фото 167.



Как мы уже говорили в предыдущей главе, нога сильнее руки, и быстрый удар ногой, такой, как круговой, является достаточно сильным, чтобы обезвредить противника.

Круговому удару тяжелее научиться, нежели удару в сторону, т. к. его сложнее выполнить. Этот удар легко выводит вас из равновесия, особенно, если он «высокий», т. е. наносится в верхнюю часть корпуса.

Станьте в положение защиты, как на фото 168.



Поднимайте колено ведущей ноги до тех пор, пока оно не окажется параллельно полу, как на фото 169.



Нога должна свободно висеть над полом под углом 45°. Центр тяжести конечно должен быть перенесен на левую ногу, колено этой ноги немного согнуто, а тело наклонено вперед. Повернитесь затем на передней части ступни и автоматически развернитесь. Сделайте рывок ведущей ногой, исходящий из колена, и одновременно выпрямите ногу, на которой стоите, как изображено на фото 170 и 171.




Круговой удар наносится в едином движении в момент, когда ваша нога отрывается от пола. Глаза должны постоянно изучать цель, и удар вы должны нанести как бы «сквозь» нее. Нога, как и рука при ударе кулаком, должна совершить рывок за секунду до касания цели.

Одной из ошибок начинающих спортсменов является очень сильный наклон вперед и круговой удар распадается на две части.

После того, как начинающий спортсмен поднимет колено, он часто замахивается ногой назад прежде, чем нанести удар. Посмотрите на рисунок, который показывает движение ноги.



Неправильное движение замедляет удар, ослабляет его, т. к. делает невозможным использование силы размаха ноги и поворота корпуса тела, как показывает Ли на фото 172–175.






Круговой удар наносится обычно после быстрого движения вперед. Из положения защиты (фото176) сделайте шаг вперед на 10 см, как на фото 177, затем скользните левой ногой вперед (фото 178).





За секунду до того, как ваша левая нога коснется правой, поднимите ведущую ногу и нанесите удар, нак показано на фото 179.



Иногда противник слишком приблизится к вам и подобный удар станет невозможным. В этом случае сделайте полшага назад и наносите удар из положения защиты, как на фото 180, левой ногой быстро скользните вперед (фото 181).




Прежде чем противник среагирует, вы должны нанести удар в сторону, как вы видите на фото 182. Это должно быть одно единое движение - без перерыва или колебания.



Иногда может случиться так, что вы не окажетесь ни в одной из описанных ситуаций. Вы можете оказаться слишком близко от противника или слишком далеко, чтобы немедленно начать удар, как на фото 181. Когда вы находитесь в такой позиции, сделайте бросок вперед (фото 183), прежде чем нанести удар.



Хотя круговой удар наносится обычно высоко, его можно нанести в пах (фото 184,185).

Это зависит от вашего расположения относительно положения противника.

Для тренировки кругового удара ногой используйте бумажную цель. Из положения защиты нанесите удар по подвешенному листу бумаги, не делая при этом шагов. Когда вы ощутите удар и сохраните равновесие, можете выполнять весь удар. Следите за рывком ноги при касании цели.

Постепенно можете переходить на твердые объекты, такие, как легкий мешок (фото 186), и тяжелый мешок.

Для комбинационных упражнений, когда вы наносите удары рукой и ногой, используйте деревянный манекен, как на фото 187.



Когда вы автоматически будете выполнять круговой удар ногой, начинайте тренироваться с подвижной целью, каковой является перчатка для удара. Вначале тренируйтесь с одной, а позже с двумя перчатками, чтобы тренировать обе ноги.

Чаще всего круговой удар ногой выполняется верхней частью ступни, но удары могут выполняться и другими частями: передней частью, большим пальцем или голенью. Если вы тренируетесь босиком, избегайте ударов большим пальцем.

Мы уже говорили, что, как правило, сильные удары медленнее легких. Однако удар ногой в сторону, являющийся самым сильным, является также и очень быстрым. Обычно он поражает колено или голень противника (фото 188 и 189), и может быть таким же быстрым, как и круговой удар.




Брюс Ли наносил низкие удары ногой в сторону почти также быстро, как и удары кулаком ведущей рукой. Было интересно наблюдать, как он бежит за противником, падающим назад, полностью выбитым из равновесия.

Чтобы развить быстрый удар ногой в сторону, станьте в положение защиты и представьте, что ведущая нога противника находится перед вами. Рассмотрите лицо воображаемого противника и нанесите серию ударов в сторону по направлению книзу. Цель это упражнения - сильно ударять ногой, но при этом предельно быстро, и выполнив рывок в момент удара. Для низкого удара ногой в сторону можете использовать и деревянный манекен, показанный на фото 190, этот реквизит удобен и для упражнений, состоящих из комбинации ударов рукой и ногой.



Есть еще один быстрый удар ногой вперед - это удар в пах.

Он выполняется почти так же, как круговой удар. Только изменяется направление движения ноги: нога движется не наискость в бок противника, а вверх.

Если здесь вы примените и боковой разворот корпусом тела, о котором мы говорили в главе об упражнениях для развития силы, вы получите удар намного сильнее, нежели при круговом удара ногой.

Удар ногой вперед в стиле ДКД употребляется не часто, потому что положение защиты ограничивает возможности его выполнения. Однако это очень хорошев оружие против многих борцов, недостаточно защищающих нижнюю часть тела.

Хотя этот удар можно выполнять передней частью ступни или пальцами ноги, чаще всего используется верхняя часть ступни и голень. Этими частями удар ногой вперед можно выполнить намного точнее. Нога движется вверх между ногами противника, как показано на фото 191,192. Как видите, здесь почти невозможно промахнуться.




В спарринге вы будете очень редко иметь возможность использовать этот удар. Например, после того, как вы избежали нападения, можете применить прием таким образом, чтобы противник повернулся к вам спиной, как показано на фото 193 и 194.




В ежедневном тренинге этот удар вы можете отрабатывать на тяжелом мешке. Манекены или легкие мешки, висящие на стропах, могут послужить отличным приспособлением для отработки удара по вспомогательным целям. И перчатка для ударов может использоваться, если партнер держит ее так, чтобы ладонь была повернута вниз. Для тренировки комбинаций ударов практичен деревянный манекен, изображенный на фото 195, но не пытайтесь ударить по нему сильно, т. к. можете повредить ногу.



Способность чувствовать нападение

Некоторые спортсмены имеют обширное поле зрения, гораздо большее, чем другие. Например, есть баскетболисты, которые всегда знают, какому товарищу по игре лучше всего передать мяч, или футболисты, выбирающие безошибочно единственную возможность забить гол. Некоторые специалисты считают, что необычайно высокий уровень поля зрения у таких спортсменов врожденный. Но они точно также сходятся во мнении, что поле зрения можно расширить постоянной тренировкой.

Если вы боретесь о одним противником, то вам не отоль уже необходимо большое поле зрения. Но если вас окружают неокалько нападающих, то «видеть» ситуацию вам просто необходимо и важно.

Чтобы развить периферийное зрение, направьте свой взгляд на дальние строения: на некое высокое здание или столб. Вы должны так приспособить свой взгляд, чтобы объект выглядел резко, а окружающие предметы мутно. Уголком глаз вы должны следать за каждым движением.

Во время тренинга работайте с тремя или большим количеством партнеров и постарайтесь, чтобы они находились друг от друга на большом расстоянии. Глазами следите за тем партнером, который стоит в середине, но вы должны видеть всех партнеров. Как только один из них сделает какое-либо движение, назовите его имя.

Когда вы боретесь с одним противником, свой взгляд фиксируйте на его глазах, но следите за всеми его движениями, как показано на фото 196.



Ваше поле зрения становится шире, если вы смотрите вдаль, если же вы сосредоточили взгляд на ближнем предмете, поле зрения уменьшается. Когда вы боретесь против одного противника, тяжелее следить за его руками, т. к., несмотря на то, что они находятся ближе к вашим глазам, чем ноги, руки движутся быстрее.

Один известный специалист по искусству борьбы был поражен быстрой реакцией рук и ног Брюса Ли. Ли всегда наносил удар за секунду до противника. Те, кто его видели впервые, дуглали, что он обладает каким-то особым инстинктом или шестым чувством, которым читает мысли противника. Было очень тяжело бороться с человеком, который всегда реагировал быстрее, чем вы моргнете глазом.

Тайна быстрой реакции Ли заключалась в его высоко развитой способности чувствовать нападение, которую он вырабатывал годами. Она органично дополняла блестящее владение техникой работы рук и ног. Другими словами, скорость удара еще не гарантирует, что он достигнет противника прежде, чем тот ударит вас. Но, развивая способность чувствовать нападение, вы значительно увеличиваете ваши шансы, что будете быстрее.

Как развить способность чувствовать нападение? Один из способов - отдавать себе отчет, в окружении кого вы находитесь. Научитесь быстро реагировать. Например, находясь в ресторане или на стадионе, выберите одну особу и следите за ее движениями. Как только этот человек сделает движение руками, представьте себе, что он наносит вам удар. Постепенно убыстряйте вашу реакцию и попробуйте предвидеть и угадать его движения.

Если у вас есть собака, тренируйте эту способность с ней.

Держите тряпку перед собакой и как только она вскочит, чтобы ее схватить, скажите «ух» или произнесите какой-нибудь другой похожий возглас и одновременно уберите тряпку, чтобы собака ее не схватила. Вначале держите тряпку высоко, но как только вы преуспеете быстро убирать тряпку, опускайте ее ниже. Вы удивитесь, что это простое упражнение выработает у вас быструю реакцию.

Если вы выполняете это упражнение без возгласа и только пытаетесь убрать тряпку, чтобы собака не схватила ее, вы сразу почувствуете, как медленно вы реагируете.

Подобным образом вы можете тренироваться и с партнером.

Держите перчатку для ударов и, когда он попробует нанести удар, скажите «ух» и быстро отдерните руку. И это упражнение может значительно повысить скорость вашего удара рукой или ногой.

Брюс Ли начал свои регулярные тренировки в возрасте 13 лет. Лучше всего их характеризуют два слова: продуманные и изнурительные. Брюс Ли был идеальным атлетом с феноменально развитой мускулатурой и сумасшедшей скоростью. По Брюсу можно было изучать анатомию мышц, рельеф был проработан на высочайшем уровне. Многие думают, что Брюс Ли делал основной упор на выносливость и скорость, и с этим трудно не согласиться, но со временем он начал активно изучать вопросы питания и бодибилдинг, а затем в серьез увлекся силовыми тренировками.



Основные тренировки

— Не сложно заметить, что Брюс Ли уделял большое внимание брюшным мышцам, он считал это своего рода основой для скорости ведения боя. В каждом своем фильме атлет впечатлял нас в первую очередь кубиками пресса. Любимым упражнением для развития брюшных мышц Брюса Ли, можно считать «Флаг Дракона», такой вид проработки пресса вы могли видеть также в исполнении Сильвестра Сталлоне в фильмах «Рокки».

Для выполнения такой тренировки вам понадобится скамья, на которую нужно лечь спиной и ухватиться руками за обратную ее часть. Далее, медленно поднимать почти весь корпус вверх, напрягая мышцы пресса. В качестве упора служат ваши плечи. Затем также медленно опускаете корпус обратно вниз. Это упражнение до сих пор считается одним из самых эффективных для мышц пресса.

— Значительную часть времени у Брюса Ли занимали тренировки с собственным весом. При росте 171 см., он весил в разное время от 60 до 70 кг. Он просто фанатично тренировал отжимания от пола и подтягивания. Он мог без проблем подтягиваться на одной руке (делал это около 50 раз), а отжиматься не то, что на одной руке, а на двух пальцах одной руки!

— Брюс Ли всегда вел подробный дневник своих тренировок, а особенно бойцовских. Для примера можно взять его записи за январь 1968 года. За месяц у Брюса Ли набиралось: 15 тренировок на отработку ударов и растяжку, 12 тренировок на развитие скорости, 121 сет скручиваний, 129 сетов на подъем ног в висе, 19 тренировок для мышц ног, около 10 часов бега, причем часть из них – спринт. Учитывая, что это еще не все записи за месяц, легко можно предположить, что тренировался Брюс Ли действительно каждый день.

— Если говорить о силовых тренировках, то можно предположить, что любимым снарядом Брюса Ли была штанга. Он часто использовал такие упражнения как классический жим штанги лежа, поднятие штанги на бицепс, а также жим штанги стоя. Последнее упражнение Брюс начинал выполнять из положения сидя на корточках, взяв штангу хватом по ширине плеч, он поднимал штангу рывком к груди и плавно поднимался, а в конце поднимал снаряд над головой. Так он делал 2 подхода по 8 повторений. В целом Брюс следовал правилу – 3 силовых тренировки в неделю. Все остальные дни были полностью расписаны под занятия на скорость и выносливость.

Питание

Можно выделить несколько основных правил, которых придерживался Брюс Ли. В те далекие года спортивное питание не было так сильно развито, однако Брюс уже в то время сам готовил протеиновые коктейли и пил их два раза в день. Итак, рассмотрим основные правила:
— Знаменитое правило «ешьте меньше, но чаще» сейчас всем широко известно, а в 60-70-е года им пользовались не многие, среди них и был наш главный герой. Питаться небольшими порциями 5-6 раз в день, было одним из основ дисциплины Брюса Ли.

— Женьшень и мед. В ходе тренировок и изнурительных киносъемок Брюс Ли часто употреблял энергетический напиток, который делал на основе меда, женьшеня и чая. Иногда чай можно было заменить водой. Без каких-либо энергетических добавок, перенести такие тренировки было бы невозможно.

— Как мы уже писали, протеиновые коктейли Брюс Ли готовил самостоятельно. Он использовал такие ингредиенты как яйца, бананы, сухое молоко (Брюс не очень любил молочные продукты, поэтому для коктейля всегда предпочитал сухое молоко), пророщенную пшеницу, арахисовое масло и пивные дрожжи. Вот такой протеиновый коктейль из 60-х.

Брюс Ли – культовая личность в мире спорта, боевых единоборств, а также в кинематографе. Человек с огромной историей и целым списком достижений. Но сегодня он стал гостем нашей статьи неспроста. Говорить о его биографии можно бесконечно. История Ли известна всему миру, и особенно поколению 80-90х годов. Нас с вами интересует не его кинокарьера, и не его становление мастером собственных единоборств. Сейчас людей интересует лишь одно – как Брюс Ли достиг своей превосходной физической формы? Как он удерживал столь низкий процент жира на протяжении всей жизни без применения различных диуретических препаратов, допинга и без других современных «инструментов»? Собираем интересные факты, факты о его тренировках и анализируем все это с точки зрения современного фитнеса, физиологии и эндокринологии.

Брюс Ли обладал стройным телосложением с минимальным процентом жира. Он не мог похвастаться огромными мышечными объемами как Шварценеггер или любой другой культурист, но в то же время количество жира было по-настоящему минимальным, сравнимым с культуристами на пике соревнований. Почему это так привлекает людей?

Дело в том, что культуристы трудятся месяцами для уменьшения процента нательного жира, и несмотря на огромное количество действий результат возможно сохранить лишь на несколько дней – на время соревнований. Брюс же удерживал низкий процент жира в течение всей жизни, вплоть до своей внезапной кончины. Ну а кто в наше время не желает быть стройным и подтянутым круглый год? Не забывайте про удивительный факт из биографии Ли: он не держал изнуряющих диет, и в целом питался как обычный среднестатистический житель Китая и Америки. Различия проявились из-за частых разъездов Брюса. Но обо всем по порядку.

Спортивные факты о Брюсе Ли

Низкий процент жира – это отнюдь не единственное достижение Ли. Он владел отличными силовыми показателями и хорошей силовой выносливостью, о чем говорит его способность удерживать перед собой гирю весом 32кг на протяжении 4 секунд.

Вес Ли колебался лишь в диапазоне от 1 до 2 кг, то есть его можно назвать стабильным, на протяжении всей его взрослой жизни. Достижение выглядит внушительно, несмотря на огромное количество физической активности, калорийного питания и частой смены продуктовой корзины из-за постоянных разъездов.

Скорость ударов и реакция были на высоте, и во многом это заслуга особых тренировок, о которых мы поговорим ниже. Среди физических достижений Ли следует отметить полный отказ от силовых тренажеров. Он активно пользовался гантелями и гирями, изредка – штангой, но никогда не применял тросовые, рычажные или блочные тренажеры, так как не чувствовал в них мышцы должным образом. Согласно его заявлениям, по ощущениям тренажеры были похожи на то, что кто-то выполняет упражнение за него, а он всего лишь инструмент для этого.

Секреты тренировок Брюса Ли

Наверняка вы ждете уникальных секретных методик из древнего Китая, которым Ли обучился у своего именитого мастера Ип-Мана. Реальность увы, не такая мифическая. Благодаря современным познаниям человечества в физиологии, биохимии и кинезиологии, можно провести полноценный анализ тренировок Брюса Ли и понять, в чем же состоял его «секрет».

В видео-архивах запечатлено не так много тренировок Ли, но часть из них записана полностью. К этому можно добавить рассказы тех, кто начинал тренироваться с Брюсом или же обучался джит-кундо под его началом.

Уникальная особенность его тренировок – применение негативных повторений. Разумеется, в те времена Брюсу не было известно об этом методе тренировок из мира культуризма. Он руководствовался тем, что почерпнул на своей исторической родине из рассказов своего наставника.

Брюса всегда отличала его пытливость и острый ум. Увидев древние картины с китайскими силачами и циркачами, он заинтересовался данной тематикой. Они были способны удерживать огромные тяжести на вытянутых вперед руках, над головой и т.п. Их сила была велика, но она не подходила для единоборств и для кунг-фу.

Ли пытался найти и создать некий симбиоз тренировок древне-китайских силачей и современные методы силовых тренировок. Благодаря учителю он узнал, что сила увеличивается благодаря мучительным статическим упражнениям. Длительные удержания легких гантель или гирь перед собой, над собой, позади себя и в других возможных позах – заметно повышают силу.

Так Брюс начал тренироваться с помощью статики. Он брал маленькие отягощения и застывал с ними в определенных позах, словно мим попавший в тренажерный зал. Со временем его сила подросла и он стал способен удерживать довольно тяжелые отягощения, но ничего сверхнеобычного он не добился.

Ли продолжил поиск своей уникальной методики, которая позволила бы наносить сильные и в то же время быстрые удары. Он заметил, что статические тренировки сильно изматывают его нервную систему. После дня таких тренировок ему требовалось несколько дней чтобы прийти в себя. Это плохо влияло на его обучение кунг-фу и на жизнь в целом. Он становился раздражительным, усталым и попросту неудовлетворенный отсутствием прогресса.

Благодаря случайному случаю он самостоятельно нашел методику негативных повторений. Во время очередного удержания гантели перед собой, его отвлекали друзья. Ему приходилось постоянно прерывать подход и начинать его заново. Это продолжалось в течение часа, и на следующий день Брюс был шокирован сильными мышечными болями, которые поначалу ошибочно рассматривались как следствие болезни или простуды.

В течение нескольких недель Брюс медленно, но уверенно шел к своему изобретению, которое давно применяли американские культуристы. Ли заметил, что при выполнении упражнений в классической манере он не чувствует существенную нагрузку, а увеличение отягощения не позволяет ему выполнять упражнение правильно. В то же время его длительное статическое удержание выматывало и не давало существенных результатов.

Он решил объединить две методики в одну. Он поднимал отягощение в классической манере – быстро, делал существенную паузу на 4-5 секунд, и очень медленно опускал гирю обратно, тратя очередные 5-6 секунд. Таким образом он «изобрел» негативные повторения. Сначала Ли применял негативы лишь в одном упражнении – подъемах гантели перед собой. Спустя два месяца таких тренировок у него разительно увеличились силовые показатели и скорость ударов руками. Одной из причин смело можно назвать негативы – новая необычная для его мышц нагрузка, которая послужила новым стимулом к развитию мышц.

Всё это укрепило в нем мысль о верности выбранного тренировочного плана. Он решил отдохнуть в течение месяца, который удачно попадал на поездку в Китай и обратно. По приезду он смастерил себе боевой манекен, купил несколько гирь и небольшую штангу с гантелями. Количество блинов для штанги было небольшим, так как основной акцент был сделан на гирях и гантелях, которые отличались съемными компонентами. В те времена это была очень дорогая покупка. Однако Брюс нисколько не жалел как в момент покупки, так и спустя несколько месяцев. У него было предчувствие того, что это сыграет важную роль в его тренировках.

Он начал активно тренироваться каждый день. Чередование силовых тренировок, активных вело- и пеших пробежек с кунг-фу и разработкой собственной системы единоборств (джит-кундо) требовало огромных сил и усилий, но тем не менее он справился. Брюс использовал обычную силовую программу, которую «изобрел» интуитивно.

Логика была проста: необходимо нагрузить все мышцы, и сделать акцент на плечах, руках и ногах, дабы это принесло наибольшую пользу в контексте единоборств. Через месяц такого тренировочного опыта Брюс окончательно убедился в том, что будет следовать придуманным хитростям и нюансам тренинга до конца своей жизни. Простейшее применение негативов в своих тренировках привело Ли к ряду открытий, которые впоследствии позволили оставить существенный след в истории единоборств.

Как стать таким как Брюс Ли?

Когда человек задает такой вопрос, он говорит о низком проценте жира и выраженной рельефности, а не об историческом наследии и прочих интересных фактах его биографии. Казалось бы, достаточно следовать низкокалорийной диете и заниматься в тренажерном зале, и уже спустя несколько месяцев вы станете таким же рельефным как Брюс. Но в реальности все немного сложнее.

Посмотрите на всех худеющих. Любой, кто будет нагружать тело силовыми тренировками на фоне недостатка калорий стремительно теряет не только общий вес, но и мышечную массу. Сухости, рельефности и жесткости мышц нет. Причина проста – тело не выгоняет воду и гликоген из мышц на фоне нехватка калорий. Оно расщепляет мышцы, и вес тела уменьшается.

Любые действия по сохранению мышечной массы во время похудения обернутся их постепенной потерей. Добиться выраженной рельефности и венозности практически невозможно. Бодибилдеры гоняют воду и последние остатки жира с помощью тяжелой артиллерии: меняют водно-солевой баланс, едят меньше соли, ограничивают приток жидкостей, ограничивают углеводы и т.д. и т.п. И все эти методы нацелены лишь на краткосрочный результат – на 1-2 дня соревнований, не более того. Далее, тело берет свое и либо возвращает потерянную жидкость, либо вы теряете мышечную массу, поэтому нам с вами такой метод не подходит.

Злые языки говорят, что Брюс Ли использовал различный допинг, стимуляторы и диуретики, чтобы круглый год быть в такой рельефной форме. Разумеется, это не так. Стандартный допинг ему не подходит, а диуретики и различные стимуляторы попросту не позволили бы ему восстанавливаться перед каждым новым днем.

Истина намного проще: он не мучал свое тело малым количеством калорий. На дефиците калорий человек теряет мышечную массу – это факт. Кто-то быстро, а кто-то медленно, это неизбежно. Но несмотря на сей факт Брюс сумел сохранить свою форму и даже улучшить. Секрет кроется в особом виде тренинга. Негативы вынуждают работать мышечное волокно на пределе своих возможностей. Во время подъема отягощения активируется от 50 до 75% волокон, в то время как возвращение снаряда активирует от 75 до 100%, в зависимости от веса отягощения.

Добавьте к этому негативную технику выполнения с намеренным замедленным возвращением снаряда в исходную точку. Вовлечение мышц в движение будет 100%, а это тратит огромное количество энергии. Выполняя абсолютно все упражнения в такой манере Брюс Ли сам того не зная превратил весь тренировочный процесс в сплошную трату калорий. Он нагружал мышцы огромной нагрузкой не за счет большого веса отягощений, а за счет медленной негативной фазы. Для наработки скорости ног и рук он поднимал гири и гантели максимально быстро, но опять же, опускал снаряды крайне медленно.

На фоне такого тренинга Брюс Ли ел достаточно много, особенно для парня своего веса. Он питался обильно, калорийно и даже правильно. Запретные продукты в рационе были, но основной акцент в продуктовой корзине всегда был сконцентрирован на хороших углеводах и на ценных источниках белка, но о питании мы поговорим позже.

Секрет фигуры Брюса Ли – это огромная калорийность рациона и точно такая же огромная трата калорий. То есть он не использовал низкокалорийную диету, которая выглядит для организма как 100% стресс. Вместо этого он обильно снабжал тело энергией из пищи, и при этом тратил ровно столько же, а иногда даже больше.

Высокий коэффициент активности, постоянная занятость, занятия единоборствами, и конечно же – применение негативных повторений в своих силовых тренировках позволило построить функциональное телосложение с минимальным процентом жира. Теперь вы знаете, каким образом Ли мог поддерживать свою отличную рельефную форму круглый год, без перерывов.

Он попросту ел много и тратил еще больше. Силовые тренировки и активные аэробные нагрузки развивали не столько силу, сколько силовую выносливость. Накопление гликогена, уменьшение подкожного жира и т.п. сделало его мускулатуру подобной анатомическому атласу, что в свою очередь отмечал даже Арнольд Шварценеггер.

Тренировки Брюса Ли

Единой схемы тренировок не было, или же она не сохранилась до наших дней. Известно, что Брюс Ли тренировался в стиле «фулбади», нагружая все мышцы за одну тренировку. Общий объем нагрузки был снижен, чтобы успевать восстанавливаться. В среднем это было 3-4 подхода на одну мышцу, и 1-2 на мелкие мышечные массивы ассистенты, такие как бицепсы и трицепсы.

Между подходами Ли отдыха порядка 2 минут, используя не секундомер, а обычные песочные часы. Интересный факт: из-за неточности или неправильной сборки песочных часов, они отсчитывали не 120 секунд, а 111. Поэтому технически он отдыхал между сетами по 111 секунд.

Каждый подход силовых упражнений представлял собой быстрый подъем веса, отчетливую паузу в критической точке с напряжением целевых мышц, и медленное возвращение снаряда назад в стиле негативов. Количество таких повторений было в диапазоне от 8 до 10, не больше и не меньше. В финальных подходах зачастую приходилось работать до отказа, но Брюса это не смущало, он видел в этом очередной вызов.

Список упражнений был довольно прост: базовые упражнения, но практически везде Ли заменял штангу на гантели или гири. Упражнения с двумя руками он старался выполнить одной – поочередно. Например – жим гантелей вверх, для развития плеч – он заменил жимом гири стоя, сначала одной рукой, затем другой. Сгибание рук для бицепсов он выполнял поочередно с гантелями, а не одновременно со штангой, ну а об отжиманиях на одной руке вы не понаслышке знаете из его фильмографии.

Питание Брюса Ли

Как таковой диеты у Ли не было. Углеводы его приучили есть в Китае. Основными источниками углеводов были: рис, брокколи, некоторые виды хлеба и обычный столовый сахар. Из белков Ли предпочитал рыбу и постную говядину, которую чаще всего варил и употреблял с бульонами. При этом Брюс не пугался развивающегося в те годы фастфуда. Будучи жителем Америки он активно потреблял все трендовые пищевые изобретения, начиная бигмаком и заканчивая пиццами от разных пиццерий.

Его высокий коэффициент активности позволял делать это без страха потерять мышечную массу или же напротив – набрать жирка. Важно отметить, что с детства родители Ли обучали его минимализму. Он никогда не наедался до отвала, строго слушая сигналы своего тела. Малейшего сигнала о сытости было достаточно для того, чтобы перестать есть.

Можно с уверенностью сказать, что помимо своих уникальных физических и спортивных достижений Брюс был приверженцем интуитивного питания, и при этом одним из лучших. Он употреблял разную по калорийности пищу, и при этом прекрасно знал свой лимит калорий. Ли в буквальном смысле слова чувствовал его. Повторить такое будет крайне сложно, особенно современному человеку с огромным количеством излишеств на полках продуктовых магазинов.

Поэтому чтобы стать как Брюс Ли хотя бы с точки зрения диеты с питанием, вам придется скрупулезно считать потраченные и полученные калории. Это очень сложно, что и объясняет такое малое количество людей со схожей фигурой. Кроме того, поддерживать высокий коэффициент активности подобно Брюсу Ли под силу далеко не каждому дисциплинированному человеку.

Итог

Брюс Ли был уникальным человеком в сфере единоборств, но с точки зрения фитнеса он запомнился далеко не своими достижениями в кинематографе или в единоборствах. Низкий процент жира, жесткость мускулатуры, рельефность и отсутствие какой-либо жесткой диеты – именно так можно охарактеризовать Ли.

Брюс не углублялся в физиологию или спортивную биохимию, но при этом смог самостоятельно «нащупать» верный план тренировок, который подходил его образу жизни и амбициям. Негативные повторения, интенсивные тренировки, регулярные занятия единоборствами, йога и философия – такая гремучая смесь наделила его невероятным телосложением. Увы, стать таким же как Ли практически невозможно используя его методики. Вам нужен более точный подход, с подсчетом калорий и высчитыванием тренировочной нагрузки с соответствующим планированием.

Однако мы рекомендуем вам попробовать совместить несколько видов активностей. Если хотите обладать рельефной мускулатурой – необходимо учить его функциональности. Это могут быть единоборства, бег, тренажерный зал, йога и даже плаванье. С точки зрения физиологии такие тренировки должны одновременно развивать различные характеристики мышц: выносливость, силу, силовую выносливость, статическую силу и т.п.

Но будьте осторожны, ведь методика негативных повторений забирает слишком много сил у вашей нервной системы. Прежде всего, успевайте восстанавливаться, а рельефность как у Брюса Ли невозможна без полноценного восстановления мышц и тела.